Аксиомы душевно-психического здоровья
Аксиома, как известно, означает непреложную истину, не требующую каких-либо доказательств.
Для достижения душевной гармонии, внутреннего мира, счастья существуют свои непреложные истины.
Каждый человек имеет свободную волю
Все мы, независимо от обстоятельств, сами определяем движение собственной души, давая волю тем или иным душевным чувствам. Никто не может вложить в нашу душу или убрать из нее определенные чувства.
Поэтому корректно говорить не «он меня обидел», а «я обиделся/обиделась на него», не «они меня раздражают», а «я раздражаюсь на них» и т.д. Т.е. я сам даю волю, воспитываю, питаю в себе определенное чувство. Причем делаю это без принуждения, свободно.
А если из меня что-то лезет автоматически, то это лишь следствие того, что я сам в себе воспитал, свободно задействуя свою волю.
Признание реальности такой, какая она есть
Без признания реального положения дел в собственной душе, наличия в ней проблем, из-за которых нам же тяжко и нехорошо, невозможно ничего изменить к лучшему.
Подобно тому, как невозможно начать лечение телесных болезней, без признания их наличия в себе. Потому как, зачем мне лечиться, если я здоров, избавляться от того, чего во мне просто нет?
Необходимо собственное волевое усилие и понуждение себя для достижения положительных результатов
Чтобы избавиться от вредных душевных привычек, которые и делают нас несчастными, необходимо не только не отдаваться им, когда они лезут из нас, но и воспитывать противоположные им полезные умения и навыки.
Как в первом случае, воспитывая в себе вредные навыки, мы задействовали свою волю (сознавая то или нет), привыкая проявлять конкретные чувства в ответ на происходящее, так и здесь, создавая новые, полезные, привычки не обойтись без волевого усилия. Как говорится, без труда не вынешь рыбки из пруда и счастье само по себе с неба не упадет.
Игнорирование нравственного начала в собственной душе, совести, есть тупик на пути душевного благополучия
Независимо от нашего подхода к совести, в том числе самого признания ее существования в нашей душе, нужно понимать, что просто невозможно выработать в себе полезные душевные привычки и прийти к гармоничному состоянию души, отмахиваясь от того, к чему призывает совесть.
Можно сколько угодно сочинять ложных определений совести, нивелируя ее значение в собственной жизни или в жизни общества, оправдывая в себе наличие вредных душевных движений. Но душевное состояние от этого лучше не станет. Потому как совесть — это и есть ориентир на пути воспитания в себе верных душевных навыков и привычек.
Ничто внешнее, окружающее человека, не предопределяет его душевного состояния
Это напрямую связано со свободой воли человека. Человек может находиться в разных обстоятельствах, с ним может происходить что угодно, разного рода трудности, проблемы и болезни. Но ничто из этого никак не предопределяет, кем он в итоге станет и что он из всего этого вынесет в душевном плане.
Внешнее может накладывать свой отпечаток на душу, играть определенное значение для человека, но не связывать волю человека, не делать из него безропотного, полностью податливого зомби.
Не внешние трудности определяют, каким будет человек и какие у него выработаются душевные привычки и навыки. А сам человек, добровольно направляя свою волю, определяет, что в итоге он вынесет из сложившихся обстоятельств, воспитывая в себе определенные душевные качества.
Не существует негативных (приносящих вред) или позитивных (приносящих пользу) чувств по своей природе
Все душевные чувства человека по своей природе естественны и нейтральны. На сколько они принесут пользу для души или вред, зависит от направленности этих чувств – в какое время, в отношении какого случая, в какой мере они будут проявлены.
Если чувства проявляются своевременно, уместно и в нужной мере, то они принесут душе только пользу. Потому что душа человека именно так и устроена – что вот такое проявление собственных чувств соответствует ее природе.
Если же какое-либо чувство проявляется совсем ни к селу, ни к городу, без необходимой меры, то какое бы ни было это чувство, оно приносит в душу разлад, дисбаланс, дисгармонию.
Поэтому цель не в том, чтобы избавиться от самого по себе природного проявления чувств. А необходимо избавляться от привычки неправильно (неуместно, несвоевременно, без нужной меры) применять эти чувства. Т.е. нужно искоренять неверные навыки применения чувств. И взамен им вырабатывать полезные душевные привычки (добродетели).
Одно и то же чувство может принести как пользу, так и вред — в зависимости от его направленности, меры и конкретных жизненных обстоятельств.
Бороться надо не с природой души, а с неправильным ее проявлением.
Рассудок и чувства не являются антиподами
Нет смысла отвергать что-то из этих двух естественных проявлений души. Потому как они присущи нам от природы и избавиться от них, находясь в сознании, просто невозможно.
Рассудок, как явление умственной деятельности, помогает в осознании определенных явлений и понятий, которые можно использовать как с пользой для себя, так и во вред себе.
Можно иметь правильные понятия на уровне ума (задействуя рассудок), стараясь при этом воспитывать в себе верные душевные навыки.
Можно иметь ложные рассудочные воззрения и воспитывать в себе соответствующие им чувства.
Т.е. это те случаи, когда рассудок и чувства идут рука об руку, в одном направлении.
Но бывают иные случаи.
Например, на уровне ума еще нет знаний о том, как воспитывать в себе здоровые душевные привычки. А человек при этом воспитывает в себе добрые навыки в чувствах по той причине, что он стремится удовлетворить запросы совести, которая и дает ориентир к воспитанию верных душевных навыков. Причем, по мере приобретения этих навыков, со временем раскрываются рассудочные представления о них.
Или же, напротив, человек может иметь изначально верные взгляды о правильном воспитании душевных чувств. Но не иметь их в своей душе по причине лени и нежелания понуждать себя вырабатывать такие душевные навыки. В связи с этим со временем на уровне ума могут утрачиваться сами верные взгляды о воспитании правильных душевных привычек.
Т.е. рассудок — это инструмент, средство, которое можно задействовать по-разному. Но ни в коем случае он не противоположен чувствам.
На пути к счастью и гармонии мешает не рассудок, а неверное его использование.
В чем беда, если человек, имея верные воззрения на себя самого, пытается сообразовывать с этим свои чувства?
И быть разумным не одно и то же, что руководствоваться одним лишь рассудком, пренебрегая расположением собственных душевных чувств. На сколько разумен тот, у кого чувства находятся в полном хаосе и беспорядке?
Душа бессмертна
По своей природе душа нетленна и не зависит от материального мира.
В отличии от физической оболочки (тела), имеющего начало (зачатие) и конец (смерть, с последующим разрушением на составляющие), душа, как геометрический луч, имеет начальную точку отсчёта, простираясь в вечность, никак не утрачивая саму себя.
Собственно, смерть характеризуется лишь разлучением душевной составляющей человека (его личности, т.е. человека как такового) с его материальной оболочкой.
Поэтому нет смысла врастать в землю всеми фибрами своей души, видя смысл своей жизни и источник счастья в материи как таковой.
Соответственно, нужно быть ответственным за себя, за то главное и неотъемлемое в себе, что будет при нас всегда, вечно, и что определяет нашу суть и залог нашего счастья и истинного благополучия.
Единственным источником душевного благополучия каждого из нас является Бог
Все мы, проявляя собственную разумную природу, и весь окружающий мир, имеющий разумные закономерности, являемся ясным свидетельством разумного Творца.
Потому как ничто неразумное неспособно закономерно создавать разумное.
Отвергать Творца, Бога, означает идти против собственной природы разума, обрекая себя на бессмысленную и бестолковую жизнь, где решение главных проблем (в собственной душе) обречено на провал.
Законы Творца и наша природа, созданная Им, не зависят от признания их с нашей стороны. Они были, есть и будут.
Благоразумно и естественно признавать их наличие и следовать в согласии с волей Того, кто их создал для нашего же благополучия. Потому как никто из нас не создан для мучений и бессмысленной жизни.
Если наш ограниченный разум, ведомый верной нравственностью, желает счастья близким, родным, друзьям, и делает все возможное для этого, то Бог, наделенный высшим проявлением разума и нравственности, делает это несравнимо больше.
Тот, кто отвергает своего Творца, не желая быть с Ним в общении, подобен безумного младенцу, который отвергает своих родителей, не желая даже знать о них, будучи при этом уверенным, что не нуждается в них и способен сделать все для себя сам.
Выводы
Если не уяснить эти основные истины, не желать руководствоваться ими в личной жизни, то просто невозможно решить свои душевные проблемы по существу. Будут создаваться иллюзии счастья и гармонии. Будут попусту тратиться силы и время. Будут возлагаться тщетные надежды на светлое будущее. Реальность же останется прежней. Убедиться в правоте озвученных аксиом можно на личном опыте.
Желаю всем не тратить свои силы и время попусту, а направить себя по пути приобретения реального, ощутимого, нетленного, существующего по-настоящему душевного мира, счастья и гармонии.