Методички

Алкоголизм, наркомания

Безмерное или неуместное употребление алкоголя, наркотиков для получения удовольствия, вошедшее в привычку, является погибельной для души и тела страстью.

Причина алкоголизма и наркомании (или другого проявления телесного сладострастия) заключается в зацикленности человека на приятном телесном ощущении, которое возникает при употреблении алкоголя или наркотика, или в неумении преодолевать чувство неудовлетворенности, скорби на душе во время тех или иных жизненных трудностей.

Поэтому для избавления от этих страстей необходимо, во-первых, не зацикливаться на приятных чувствах от воздействия алкоголя, а, во-вторых, учиться верно преодолевать жизненные трудности, от которых возникает на душе скорбное чувство.

В момент искушения, когда проявляется влечение к алкоголю или наркотику, необходимо отрывать от него внимание ума, от мыслей и от внешних средств, которые разжигают это влечение, и, обращаясь к Богу за помощью, возгревать в себе следующие чувства:

1) Осознание того, что эта страсть приносит вред и мучения душе, и чувство необходимости избавления от неё — «Что же я делаю – сам себя отдаю погибели»; 

2) Чувство сокрушения о страсти (сожаления с признанием собственной вины и ощущением собственного недостоинства): «Господи, прости меня грешного и недостойного! Согрешил пред Тобою. Нет во мне ничего доброго!» 

Примечание: если есть подавленное душевное состояние, уныние, депрессия, то чувство сокрушения возгревать не нужно (т.е. пропускаем этот пункт); 

3) Чувство ненависти к страсти: «Ненавижу эту страсть!»; 

4) Чувство решимости (дающее энергию душе) не отдаваться страсти: «Сколько можно гробить себя! Всё, хватит грешить. Встану, буду бороться во что бы то ни стало. Умру, но не согрешу!»; побуждая себя физически делать необходимые действия (начать отдаляться от соблазна, выбросить алкоголь или наркотик, уйти из компании собутыльников и т.п.); 

5) Просьба к Богу о помощи в чувстве собственной немощи (неспособности самому справиться со страстным, греховным влечением) и в чувстве упования, надежды на одну милость Бога: «Помоги, Господи! Сам не смогу! На тебя одно упование! Дай мне сил! Укрепи!»; 

6) Чувство воодушевления на дальнейшую борьбу со страстью: «Всё, буду бороться, чего бы это мне не стоило. Буду сопротивляться страсти»; 

7) Чувство решимости со смирением и благодарением Бога принять и потерпеть скорбь в процессе борьбы со страстью: 

В тот момент, когда начинается сопротивление греховному чувству, когда предпринимаются попытки не отдаваться ему, то возникает ощущение скорби, внутренней неудовлетворенности. Это ощущение является следствием моей любви к страсти, привязанности к ней. И это ощущение как бы побуждает меня удовлетворить страсть, дать ей то, что я привык ей давать, в надежде на то, что она успокоится и не будет мучить мою душу. Но т.к. страсти противоестественны душе, то они никогда не удовлетворят её. Лишь на короткое время создастся ложное ощущение покоя, которое впоследствии по жизни будет становиться всё меньше и меньше, а затем и вовсе исчезнет, принося душе одни страдания. 

Поэтому необходимо принять ощущение скорби, возникающее по причине неудовлетворенности страсти, как спасительное средство, необходимое в избавлении от страсти. Чем меньше моя привязанность к страсти, тем меньше будет эта скорбь. А когда полностью будет разорвана эта привязанность, то тогда и скорбь полностью прекратится. 

Т.е. не нужно бояться этой скорби, не нужно идти на поводу страсти, помня, что такого рода скорбь временна. Мне остается только смириться с тем, что нужно преодолеть эту скорбь, пройти через неё, не отдаваясь страсти, на поводу которой я привык идти. 

«Вот и хорошо, что скорбь. Слава Богу за неё!»

***

Всё вышеизложенное можно выразить молитвенным воззванием: «Встань, пробудись душа моя от греховного сна! Не хочу больше служить греху. Ненавижу его. Встану, буду бороться со страстью, устремлюсь к Свету и спасению! Помоги мне, Господи! Укрепи, дай мне сил, ибо слаб я и немощен, и имею только одно упование на Тебя! Благодарю тебя, Господи, за скорбь. Слава Богу за всё! Достойное за грехи свои принимаю».

 

Примечания:

  • Если в процессе борьбы не удается справиться с греховным влечением и происходит падение, то необходимо не отдаваться подступающим унынию и отчаянию. Но нужно со смирением вставать и начинать снова приводить себя во все вышеуказанные чувства; 
  • В процессе борьбы, в моменты, когда ощущается благодатная помощь от Бога, облегчение или свобода от власти губительной привычки, необходимо приносить чувство благодарения Богу, растворяемое ощущением своего недостоинства такой милости, отдавая всё Богу, признавая Его единственным виновником всех положительных перемен в своей душе; 
  • Словесные обращения, приведенные в кавычках, являются лишь примером мыслей, которые можно приводить себе на ум, ища при этом конкретные спасительные для души чувства. Мысли, слова могут быть и другими; главное, чтобы они помогали возгревать необходимые чувства. Эти чувства и являются главной целью борьбы со страстью. 
  • Необходимые спасительные чувства в момент борьбы за них могут сразу не проявляться в душе. Этим не нужно смущаться, а необходимо смириться с тем, что нужно определенное время, чтобы научиться воспроизводить в себе конкретные чувства, призывая при этом Бога на помощь. 
  • Для тех, кто пока не умеет воспроизводить эти спасительные чувства, можно пользоваться таким приемом: вспоминать те случаи, в которых эти чувства проявлялись. И когда при воспоминании возникнет необходимое чувство, переводить внимание ума с воспоминаемого случая, на тот, который происходит в данный момент времени, и уже в отношении него подогревать возникшее чувство. Но главное – нужно просить Бога о помощи, приходя к ощущению собственного бессилия самому возгреть спасительные чувства, и к ощущению надежды только на Бога, на Его милость, с решимостью продолжить борьбу.