Буллинг, моббинг, травля
Наверное, многие из вас, дорогие читатели, обучаясь в своё время в школе, а затем в других учебных заведениях, встречались с явлением систематического наезда на вас или на ваших знакомых со стороны отдельных личностей или группы лиц. В связи с чем в памяти сохранились не очень радужные, и даже, напротив — мрачные картинки и крайне неприятные ощущения.
Стремление зачмырить, подавить, запугать и т.п., которое проявляется в коллективах, например, в школе, нынче принято называть буллингом, что в переводе с английского так и переводится – запугивание или травля. Реже употребляют слово моббинг (от англ. Mob – агрессивная толпа, банда), когда речь идет о травле на работе.
Некоторые, в связи с относительно недавним появлением этого термина, полагают, что буллинг (моббинг) явление новое, появившееся только в 21-м веке, ну в крайнем случае в конце минувшего столетия. Но я не зря начал свое повествование с обращение к вам, мои читатели.
И вот не думайте, что только тем, кто читает эту статью, кому исполнилось менее 20-ти лет, знакомо само явление буллинга, т.е. травли. По личному опыту могу сказать, что неоднократно встречался с этим явлением во времена учебы в школе и после её окончания, причем не только в отношении своих сверстников, но и в отношении себя. Мне же, замечу уже идет 45-й год. Т.е. я человек уже другого поколения, прошлого столетия, пусть и родившегося в последней его четверти.
Но и предшествовавшие мне поколения, испытывали подобные проблемы, о чем можно легко узнать, расспросив своих родителей, а также дедушек и бабушек.
Правда, следует иметь в виду, что масштаб травли может очень отличаться в разные времена, т.к. это зависит от общего нравственного состояния общества и проводимой общей политики со стороны государства. Чем больше людей, сжигающих совесть, тем хуже общество и тем больше масштаб распространения зла в нем, включая травлю.
И вот, дорогой друг, если ты сталкивался или до сих пор сталкиваешься с травлей в отношении себя или в отношении других близких и дорогих тебе людей, то, наверняка, тебя интересует, как избавиться от этой ужасной ситуации, которая делает мрачной и без того твою небезоблачную жизнь.
Для того, чтобы избавиться от травли, необходимо разобраться в её причинах и в том, как мы привыкли реагировать на неё.
Вот только очень важно отличать причины травли от поводов к ней. Почему это важно? – потому как избавиться от поводов, не значит научиться правильно преодолеть эту жизненную трудность, что может отразиться на вашей дальнейшей жизни. Кроме того, поводов для травли бесчисленное количество, и не всегда возможно их увидеть или предугадать.
Конечно, следует отличать травлю от попыток положительного воздействия на окружающих людей, — например, бойкот или игнор в отношении зазнавшегося одноклассника или стукача, с целью показать ему и окружающим неприемлемость подобного поведения, которое может принести или уже приносит вред другим людям.
Травля имеет место там, где пытаются унизить, подавить человека, загнобить его, попытавшись подчинить своей испорченной воле.
Поэтому причиной травли является стремление людей самоутвердиться в духе, через удовлетворение властолюбия, самомнения, садистических желаний. Именно в результате такого неверного движения души, человек, взращивая в себе определенные погибельные для души чувства, страсти, может прибегать к травле, как к одному из средств для самоутверждения в духе. Т.е. причина – страсти, погибельные для души чувства, неверное в нравственном отношении движение души – против совести, не в согласии с волей Бога.
Человек сам взращивает в себе эти страсти. Но развитию этих страстей, усилению их могут способствовать окружающая его среда и воспитание. Однако, способствовать — не одно и то же, что взращивать в душе страсти. Тот, кто не стремится взращивать в своей душе страсти, кто не стремится самоутвердиться в духе, кто не направляет свои чувства против совести и против заповедей Бога, никак не изменится в худшую сторону даже под воздействием неправильного воспитания и неблагополучной окружающей среды.
Но, если говорить о тех, кто пока не стремится отсекать в своей душе страсти, не имеет твердости в богоугодном стремлении души, то окружающая среда может содействовать, как сказано выше, развитию страстей. Т.е. в тех семьях, где совесть ничего не значит, где заповеди Бога есть пустой звук, то там воспитание как раз и направлено на культивацию страстей. И в зависимости от превалирующих страстей в душе ребенка (т.е. тех, которые он преимущественно пытается в себе удовлетворять), могут проявляться стремления подавлять окружающих, причинять им страдания, циничное отношение и т.п.
В тех же семьях, в которых воспитание направлено на приобретение истинных добродетелей, через отсечение в себе греховных желаний и чувств, с обращением к Богу за помощью, внешние греховные проявления у детей менее выражены или вовсе отсутствуют. Хотя при этом дети не лишаются свободного произволения, и могут вопреки воспитанию питать в себе страсти. Но по причине внешне неблагоприятной для греховного образа жизни обстановке, дети не так ярко могут проявлять свое неверное движение души.
Т.е. хотя родительское воспитание не является предопределяющим в формировании настроя души ребенка, оно имеет огромную роль, как средство, усиливающее или подавляющее внешнее проявление чувств и соответствующих им поступков.
К чему это я пишу? – К тому, что немаловажным средством в борьбе с травлей является наше отношение к людям, наш призыв к ним, наши душевные чувства, наши поступки, особенно по отношению к детям. Т.е. нужно понимать, что необходимо не только бороться с тем, что уже есть, но и проводить профилактику такого явления, как травля, начиная с воспитания собственных детей.
Чем лучше воспитание, тем меньше вероятность проявления зла в обществе, включая школьные и другие коллективы. А также тем больше вероятность правильной реакции детей на выпады в их адрес со стороны одноклассников, что в дальнейшем скажется и в общении со взрослыми.
Теперь давайте рассмотрим, что нужно делать, чтобы избежать травли или верно выйти из уже сложившегося систематического буллинга/моббинга.
Люди, желающие самоутвердиться, могут использовать любой повод, чтобы прицепиться к окружающим. Но, разумеется, есть те моменты, когда мы можем провоцировать усиление травли или создавать излишние поводы, помогающие наезжающим быстрее наезжать на нас.
Поэтому важно вести себя благоразумно и нравственно допустимо с кем бы то ни было. Для этого нужно прежде всего по жизни воспитывать в себе добродетельные чувства, стараясь отсекать страстные, греховные навыки, обращаясь при этом к Богу за помощью. Такое воспитание ведёт к полноте жизненно необходимых чувств, к умиротворению, помогая сохранить равновесие в любых жизненных трудностях и искушениях, а также сохранить ясность ума, что очень важно для принятия верных решений для осуществления внешних поступков. Вот эта внутренняя работа, причем ежедневная, и есть залог верного преодоления травли и вообще любых других неприятностей по жизни.
Тот, кто ведет борьбу за чистоту собственных чувств, очищает сердце от власти самостно-гордостного духа при помощи Божией, тот и становится способным правильно внутренне и внешне реагировать на проявления зла со стороны окружающих его людей.
Внешнее же поведение зависит от обстоятельств, от особенностей душевного настроя того, кто наезжает на вас, от его восприимчивости к определенным средствам воздействия, от сути его требований и претензий и т.п. Т.е. нет единого внешнего шаблона поведения.
Что делать, чтобы не провоцировать буллинг, моббинг?
Для того, чтобы не привлекать излишнее негативное внимание к себе, не нужно вести себя пренебрежительно к окружающим, с надмением и заносчиво. Напротив, нужно быть приветливым, отзывчивым, доброжелательным. Разумеется, это возможно как раз тогда, когда есть воспитание истинных добродетелей, которые и предполагают такое поведение.
Важно не быть критиканом, т.е. не надо без надобности критиковать кого-либо.
А также нельзя быть лизоблюдом, оправдывающим зло. Бывают же такие случаи, когда, например, учитель начинает гнобить учеников, нести всякую «дичь», и дети, студенты могут быть против этого. Но такой учитель может найти определенных сторонников его неподобающего поведения в лице отдельных учеников, на которых может быть впоследствии устроена травля со стороны оставшихся учеников.
Важно не выглядеть внешне вызывающе для того общества, в котором Вы находитесь. Т.е. не нужно выпендриваться.
Если говорить тезисно, то будь доброжелателен, вежлив, приветлив, справедлив, сдержан в словах и поступках, чуток к окружающим, снисходителен к их недостаткам.
Что делать, когда уже подвергаешься травле?
Вообще, если это возможно, то нужно выяснить, что именно не устраивает людей, пытающихся вас загнобить.
В каких-то ситуациях достаточно проигнорировать молчанием попытки вас затравить. В результате чего может просто пропасть интерес к Вашей персоне. Но в других случаях это же внешне поведение может еще больше раззадорить инициаторов травли.
Если это возможно, то можно попытаться по-доброму обратиться к наезжающему на вас, призвать его к совести и т.п. Здесь важно не совершать оскорбительных действий, не говорить унизительных фраз. Наоборот, можно попробовать призвать к хорошим качествам человека, включая внешние. Например, сказать, как человек красив, мужественен (если это парень) или женственен (если это девочка, девушка), какой у него пронзительный взгляд, приятный голос и т.п. Т.е. сместить внимание с его наездов, на приятные по естеству для него черты. В определенных случаях это может сработать и уменьшить агрессию.
Можно использовать юмор, но не унижающий человека, а располагающий к добродушию.
В каких-то случаях, можно признать отчасти то, что предъявляется Вам в качестве вины, попросив прощения, если Вы действительно виноваты: «Возможно, ты прав. И если я чем-то тебя обидел, то не сердись на меня, прости меня». Либо сказать, что произошло недоразумение, что не было даже в мыслях поступать как-то плохо в отношении окружающих или по отношению к наезжающему на вас.
В других ситуациях, можно сказать, что не претендуешь ни на какую власть или положение в обществе, в котором инициатор травли имеет высокий статус и авторитет. Т.е. дать ему понять, что ты не являешься его конкурентом.
А где-то приходится внешне обращаться уже за помощью к окружающим, включая одноклассников, однокурсников, учителей, родителей и т.п. Либо повышать голос, пригрозив обидчику неминуемыми неблагоприятными для него последствиями. Разумеется, делать это нужно без оскорблений, сквернословия, опасных движений рук и т.п.
Если имеет место физическое нападение, то можно дать отпор, но в пределах допустимого, соразмерно атаке. Но самому инициировать нападение не надо.
Физическое воздействие — есть крайняя мера, к которой нужно прибегать только тогда, когда несправедливо нападают на вас или на близкого.
Здесь самое главное — изначально стремиться к миру, но не переступающему границы истинной нравственности. Т.е. не надо вестись на поводу задеваемого самолюбия, которое в подобные моменты очень уязвляется и тащит нас к усугублению ситуации.
Не следует зацикливаться на самих по себе оскорбительных словах и фразах. Необходимо понять суть наезда на вас.
Не нужно бояться показаться лохом в глазах агрессора или тех, кто его окружает. Этот страх идёт от стремления самоутвердиться в духе, из стремления выглядеть крутым и правильным. И именно на это воздействует травля со стороны, цепляя вас за ваши же страсти, которые и питают дух самолюбия.
Лох не тот, кто спокойно и добродушно реагирует на агрессора, стремится к миру, а тот, кто пренебрегает добротой, пытается самоутвердиться в духе, отдается своим страстям и не воспитывает в душе добродетели.
Поэтому, в определенных случаях можно уступать там, где поднимаются несущественные вопросы, например, за какой партой сидеть, с кем сидеть, в какую одежду одеваться и т.п., конечно же, в рамках благоразумия.
Там же, где вас пытаются привлечь к нечестию, к соучастию во зле, к поощрению бессовестных поступков, одобрению их, — там нельзя соглашаться с этим, и нужно решительно отказываться от предлагаемого. В такие моменты нужно возгревать чувство решимости преодолевать трудность во что бы то ни стало, обращаясь к Богу за помощью в чувстве преданности Ему и надежды на Его милость, стараясь возгреть чувство сострадательной любви к душе наезжающего на вас. Эти чувства понадобятся для того, чтобы сохранять ясность ума, чтобы вас не захватило чувство страха или раздражения и гнева, что важно для того, чтобы поступить правильно, наиболее эффективно, не совершив опрометчивых поступков.
В любом случае нужно понимать, что для разрешения любой жизненной ситуации, нужно прежде всего искать в душе необходимые добродетельные чувства, обращаясь при этом за помощью к Богу. А внешние поступки рассматривать лишь как средства воздействия на ситуацию и людей. И если одно средство не помогает, то, продолжая обращаться за помощью к Богу, необходимо подбирать другое, третье и т.д. – но обязательно в рамках истинной нравственности.
Может настать такой момент, что никакое из средств никак не поможет уменьшить агрессию, и неминуемо придется сталкиваться с продолжением травли. Если ситуация реально угрожает вашему здоровью, то, если возможно, придется покинуть данный коллектив — перейти в другой класс, в другую школу, на другое место работы.
Но если же такой возможности нет, либо, нет никакой реальной опасности, то в таких случаях остается только внутренняя работа над своими чувствами, которые, собственно, определяют конечное восприятие происходящего. И если в душе подогревать добродетельные чувства, то никакая травля не сможет привести вас к депрессии и отчаянию, которые чаще всего приходят к тем людям, кто не уделяет никакого внимания своему внутреннему миру, пытаясь изменить ситуацию чисто внешне.
Цель – добродетельные чувства в сердце. Это самое главное, независимо от внешнего исхода. И это возможно при любых обстоятельствах. И именно это делает нас способными подобрать наилучшие средства воздействия на окружающих людей.
Но повторю, что приобрести добродетельные чувства возможно только при обращении своего ума и сердца к Богу. О чем забывают и даже не хотят знать большинство из людей, в результате чего чаще всего получается, что внешняя ситуация никак не меняется к лучшему, и даже усугубляется. Или если и меняется к лучшему, то является шаткой, не приносящей душе умиротворения и гармонии. А в итоге, человек, неправильно преодолев одну трудность, переходит к другой, которая непременно будет в его жизни, а затем к третьей и т.д. В результате, формируется неверная привычка, страсть, и на душе со временем будут усиливаться тяжесть, неудовлетворенность, скорбь.
Поэтому важно не только чувства в душе менять, но делать это на правильном основании – на основании смиренного настроя души перед Богом, ощущающего необходимость в Его помощи, стремящегося получить её в чувстве надежды на милость Бога и в чувстве преданности Ему во что бы то ни стало.
История всего человечества показывает, что люди, воспитывающие в себе истинные добродетели на верном основании, лучше находят внешний выход из сложившихся неблагоприятных ситуаций, и способны преодолеть даже внешне неразрешимые случаи без впадения в уныние, отчаяние и депрессию.
О, если бы я знал то, что написано в данной статье раньше, то, наверное, скольких ошибок и падений смог бы избежать, включая случаи травли в школьные годы. Но у тебя, дорогой читатель, есть преимущество – ты уже знаешь, как следует поступать в подобных ситуациях.
Победитель не тот, кто меняет окружающий мир, а тот, кто, независимо от внешних обстоятельств, стремится изменить к нравственно лучшему своё сердце.