Душевное и телесное сладострастие
Когда человек зациклен на поиске приятных чувств, то развивается сладострастие, которое может быть душевным и/или телесным.
Следует заметить, что сама по себе чувство приятности не является греховным. Она естественна нам по природе, которую создал Бог. Грех в том, когда человек пытается искать это чувство приятности постоянно (неуместно и несвоевременно), не давая нужной меры.
К телесному сладострастию относятся объедение (чревоугодие), зацикленность на вкусной пище (гортанобесие), наркомания, алкоголизм, жадность и сребролюбие, лень (любовь к телесному покою), блуд и прелюбодеяние, разного рода сексуальные извращения (мастурбация, лесбиянство, мужеложство и проч.).
К душевному сладострастию относятся самолюбование, самопревозношение, самодовольство, тщеславие, любовь к похвале и хвастовство, желание постоянно без меры смотреть фильмы или слушать музыку, гоняясь за чувством приятности, празднословие.
Говоря в общем о борьбе с тем или иным проявлением сладострастия, необходимо, во-первых, не зацикливаться на приятных чувств как таковых, когда они проявляются в душе или в теле, а, во-вторых, учиться верно преодолевать жизненные трудности, от которых возникает на душе скорбное чувство.
В момент искушения, когда проявляется сладострастие в том или ином виде, необходимо отрывать внимание ума от него, от мыслей и от внешних средств, которые разжигают его, и, обращаясь к Богу за помощью, возгревать в себе следующие чувства:
1) Осознание того, что эти греховные чувства приносят вред и мучения душе, и чувство необходимости избавления от них — «Что же я делаю – сам себя отдаю погибели. Разжигаю геенский огонь»;
2) Чувство сокрушения о сладострастии (сожаления с признанием собственной вины и ощущением собственного недостоинства): «Господи, прости меня грешного и недостойного! Согрешил пред Тобою. Нет во мне ничего доброго!»;
3) Чувство ненависти к сладострастию: «не хочу больше жить в таких чувствах, ненавижу этот грех!»;
4) Чувство решимости не отдаваться сладострастию, и сила ревности на сопротивление ему (эти чувства дают энергию душе) – «Всё, хватит грешить. Встану, пойду»; побуждая себя физически делать необходимые действия (начать отдаляться от соблазна, двигаться, встать и пойти туда, куда необходимо и т.п.);
5) Просьба к Богу о помощи в чувстве собственной немощи (неспособности самому справиться со страстью) и в чувстве упования, надежды на одну милость Бога: «Помоги, Господи! Сам не смогу! На тебя одно упование! Дай мне сил! Укрепи!»
6) Чувство воодушевления на дальнейшую борьбу со страстью: «Всё, буду бороться, чего бы это мне не стоило. Буду сопротивляться страсти».
***
Всё вышеизложенное можно выразить молитвенным воззванием: «Встань, пробудись душа моя от греховного сна! Не хочу больше служить греху. Ненавижу его. Встану, пойду, устремлюсь к Свету и спасению! Помоги мне, Господи! Укрепи, дай мне сил, ибо слаб и немощен, и имею только одно упование на Тебя!».
Примечания:
- Также можно использовать чувство страха Божьего наказания, адских мук, страх перед скорбью от действия страсти, которая со временем (при отсутствии внутренней борьбы) будет только усиливаться;
- Словесные обращения, приведенные в кавычках, являются лишь примером мыслей, которые можно приводить себе на ум, ища при этом конкретные спасительные для души чувства. Мысли, слова могут быть и другими; главное, чтобы они помогали возгревать необходимые чувства. Эти чувства и являются главной целью борьбы со страстью;
- Необходимые спасительные чувства в момент борьбы за них могут сразу не проявляться в душе. Этим не нужно смущаться, а необходимо смириться с тем, что нужно определенное время, чтобы научиться воспроизводить в себе конкретные чувства, призывая при этом Бога на помощь;
- Для тех, кто не пока не умеет воспроизводить эти спасительные чувства, можно пользоваться таким приемом: вспоминать те случаи, в которых эти чувства проявлялись. И когда при воспоминании возникнет необходимое чувство, переводить внимание ума с воспоминаемого случая, на тот, который происходит в данный момент времени, и уже в отношении него подогревать возникшее чувство. Но главное – нужно просить Бога о помощи, приходя к ощущению собственного бессилия самому возгреть спасительные чувства, и к ощущению надежды только на Бога, на Его милость, с решимостью продолжить борьбу.