Мой блог

Естественное состояние души

Гармоничное душевное состояние предполагает проявление всех чувств в согласии с самой природой души – т.е. уместно, своевременно и в необходимой мере. 

Только в таком проявлении чувств душа может найти полное удовлетворение, умиротворение, покой, счастье и блаженство.

Поэтому тот, кто хочет быть счастливым и не вредить самому себе, должен направлять свою волю на воспитание именно такого проявления чувств, созидая в себе необходимые душевные привычки и навыки – добродетели.

Для этого нужно быть внимательным к тому, что происходит в собственной душе – в мыслях, в желаниях и чувствах.

Ориентиром к воспитанию такого гармоничного проявления чувств в собственной душе, к воспитанию добродетелей, является совесть. Именно она помогает человеку на уровне ощущений распознать добро и зло.

Если человек старается удовлетворить запросы совести, что как раз и выражается в стремлении проявить необходимые в конкретный момент времени чувства, которые идут в согласии с самой природой души, то он в конечном итоге приобретает в себе верное, естественное состояние души, способное заполучить счастье и блаженство.

Следует отметить, что сама природа души человека, как и природа тела, не самодостаточна. Человек не способен существовать без ничего сам по себе, являясь источником всего необходимого.

Реальность постоянно нам об этом говорит с самого рождения. Каждому нужен воздух, свет, тепло, пища, одежда, помощь окружающих людей, дом и т.д. Никто из нас не способен даже чисто внешне полностью себя обеспечить необходимым для жизни. Даже те, кто живет в отдалении от общества, скажем, в лесу, пользуется тем, что уже есть – природными ресурсами, которые человек не создавал.

И если лишить человека всего этого, то он, собственно, не только дня не проживет, но и даже не родится.

В силу вышесказанного, очевидно, что человек немощен и постоянно нуждается в чем-либо. Поэтому естественным ощущением на уровне души является чувство необходимости удовлетворить свои нужды, а в попытках это заполучить в дальнейшем, в процессе жизни приводит к ощущению своей немощи и неспособности самому (без никого и ничего) сделать всё и вся, в том числе внутри своей души. Соответственно, естественным образом рождается ощущение необходимости в помощи извне.

В жизни есть то, что человек может делать и то, что он должен делать, чтобы выживать и чтобы быть счастливым. У каждого есть свобода воли, с помощью которой человек определяет для себя окончательный выбор, за который он ответственен перед собой и окружающими. Эта свобода неотъемлемая часть природы его души. В этом и проявляется суть человека, как разумного творения.

У каждого есть определенные возможности и способности, которые необходимо задействовать в нужном направлении.

Но в целом, человек не самодостаточен. Поэтому несмотря на то, что у него есть свои способности и то, что в нравственном плане он свободен (т.е. сам выбирает, что и как делать), то естественно ощущать своё бессилие и неспособность там, где мы действительно слабы и неспособны.

У каждого свой предел возможностей и сил. И когда что-то превышает этот предел, то это и приводит человека к ощущению немощи.

Ощущать себя нуждающимся в необходимом, в том числе в помощи извне, ощущать свою немощь, не самодостаточность — значит иметь естественное состояние души, соответствующее реальному положению дел, о котором написано выше.

Т.е. человек ощущает себя тем, кем он на самом деле является. Это также естественно, как ощущать себя мужчиной, будучи таковым по природе, или ощущать себя неспособным сдвинуть горы, пересечь вплавь океан во время бури и т.п.

Неестественным является то, когда человек себя ощущает тем, кем он не является и не может никогда стать. Например, ощущать себя царем, правителем мира, будучи обычным или даже необычным уборщиком. Или ощущать себя женщиной, будучи при этом по природе мужчиной. Ощущать себя животным или предметом. Ну и всё в этом духе.

Вот то же касается того, когда человек себя ощущает всесильным, способным на всё, когда он ощущает, что ему ничего и никого для жизни не нужно, что он сам по себе, что он сам для себя источник счастья и благополучия, но жизнь свидетельствует об обратном.

Это состояние души, противоречащее реальному положению дел. Проще говоря, это иллюзия и самообман. В такой душе естественные по природе чувства проявляются неестественным образом, идя против самой природы души. И как следствие, душа в таком проявлении собственных чувств не может удовлетвориться. Сколько при этом не внушай себе и окружающим обратное.

Поэтому важно для приобретения душевного благополучия иметь верное, естественное состояние души. Не бояться этого ощущения собственной немощи, чувства необходимости в помощи извне.

Да, в современном мире очень часто естественное ощущение собственной немощи, собственной несамодостаточности, воспринимают за некое зло, которое только приносит вред человеку. Нередко слышишь о том, что низкая самооценка хуже завышенной, потому что она, дескать, ведёт к унынию и депрессии. Под низкой самооценкой в таких случаях как раз и понимают ощущение своего бессилия что-либо сделать, в том числе в тех случаях, где действительно невозможно что-то изменить.

Но на самом деле всё обстоит не так. Само по себе ощущение своей немощи, неспособности быть самодостаточным и полностью автономным, естественно и соответствует, как замечено выше реальности. Другое дело, что человек, ощущая это, может не смиряться с этим, не соглашаться с реальностью, и по этой причине отдаваться ощущению безмерной печали, тоски, заходя в уныние и далее в депрессию.

Но, если же ощущение собственной немощи растворять чувством смирения с естественным положением дел, т.е. как бы покоряясь самой природе души, и при этом простирать свой взор к тем, кто может помочь в данный момент времени, дополнить собственные недостатки или помочь там, где ты бессилен, то не будет никакого уныния и депрессии.

И что касается душевного состояния, то здесь, будучи творением, имеющим не самодостаточную природу, логично обращаться к Творцу, способного в отличии от нас помочь каждому человеку. И в этом обращении опять-таки нет ничего неестественного и плохого.

Ну, это как в ситуации с детьми, когда они по естественным причинам нуждаются в родителях, и обращаются к ним за помощью, не зацикливаясь на самих себе как на самодостаточных и автономных ) Согласитесь, что было бы безумием проявление обратного.

То же касается отношения человека к своему Творцу. Нет ничего противоестественного в этом, чего-то такого, что как-то унижало или оскорбляло человека. Так человек создан, что он – не Бог, а соответственно, не самодостаточный источник счастья для себя самого.

Поэтому человеку естественно иметь не только ощущение реальности своей души, — что она сама по себе не самодостаточна и немощна, — но и стремление к Творцу, как к Единственному помощнику на пути к счастью, источником которого и является Он сам. Потому что Он и создал нас именно такими, — нуждающихся в общении с Ним, где бы проявлялась любовь с обеих сторон.

Любовь со стороны Творца проявляется не только в том, что Он создал нас и весь мир, но и в том, что Он позаботился заранее о благополучии каждого, вложив в душу ориентир к счастью – совесть. Но при этом оставил нам свободу выбора. Ведь истинной любви нет там, где что-то продавливается и навязывается.

Вот и выходит, что мы сами решаем, куда в итоге идти: к источнику собственного счастья, проявляя собственные чувства в согласии с природой души и с запросами совести, как внутреннего нравственного ориентира, ведущего по пути исполнения воли Творца (которая как раз на то, чтобы мы были счастливы и благополучны). Либо к источнику собственного несчастья, употребляя всё естественное в себе противоестественным образом, сидя на ощущении собственной самодостаточности, и в итоге занимаясь самообманом, стараясь ощутить то, что невозможно ощутить в принципе.

Зло как раз и произошло от того, что человек захотел быть самодостаточным, не являясь таковым по природе. Ощущение своей немощи перед собственным внутренним злом, неспособности одолеть его самостоятельно, и обращение к Богу за помощью есть естественное ощущение души.

Именно такое состояние души способно принести человеку полноту чувств, истинное благополучие и счастье.

Приобретается этот настрой души через внутреннюю борьбу со злом (неверными, вредными душевными привычками в проявлении чувств), в ходе которой и познается опытно своё бессилие самому (без чье-либо помощи) избавиться от этого зла. Но т.к. есть стремление стать счастливым по-настоящему, то рождается ощущение необходимости в помощи, т.е. в Творце, потому что на себя надежды уже нет — я в этом убедился на личном опыте. И это естественно, потому как душа в этом плане несамодостаточна.

И теперь остается только обратить свой взор к Богу, к своему Творцу, прося Его о помощи. Ведь помочь можно лишь тому, кто сам хочет, чтобы ему помогли, кто просит о помощи.

Решение любых душевных проблем должно приводить человека к естественному состоянию души, о котором написано выше. Если этого не случается, то это свидетельствует о том, что человек идет по ложному пути, который не способен его привести к истинному благополучию, а создаст лишь иллюзию счастья.

Каждый сам решает для себя быть или не быть счастливым. Но, если вы решили быть, то делайте это так, чтобы стать счастливым в реальности, отбросив все иллюзии и негожие средства, глядя реальности в глаза, не боясь идти туда, где это счастье есть на самом деле.