Мой блог

Гештальт, или как усложнить простое

В наше время большинство знакомо с загадочным словом «Гештальт», а некоторые даже практикуют терапию по его закрытию. Но что же такое этот самый гештальт? Как его закрыть? Зачем закрывать? И – надо ли вообще его закрывать?

В этой связи вспоминается анекдот. Внук говорит своему деду: «Скоро я закрою свой гештальт». Дед, немного удивившись, отвечает: «А я думал, что мы его закрыли еще в 1945-м».

Хотелось бы начать с того, что чем дальше идет человечество, тем становится сложнее и непонятнее для самого себя.

Каждый день приносит нам что-то новое, но не всё из привносимого по-настоящему ново, особенно в сфере психологии и психотерапии. Многое преподносится под новыми названиями, обычно используя иностранную терминологию. Но если вникнуть, о чем идет речь, не покупаясь на само по себе название, то становится ясным, что речь идет о том, о чем мы с детства имели хоть какое-то представление. Но т.к. многие зациклены на желании хоть как-то выделиться, привлечь к себе внимание, на чем было бы неплохо заработать и самоутвердиться, то появляются очень звучные, непонятные на слух термины с многообещающими претензиями изменить не только конкретного человека, но и мир в целом.

И вот гештальт из этой серии – хорошо забытого старого или просто неподмечаемого настоящего, но в новой обертке немецкого слова. На самом деле, слово-то простое, и, не удивляйтесь – в русском языке есть такое же, но своё. Оказывается, гештальт по-русски – образ или цельность. «Ну и причем же тут психология?» —спросите Вы. И, действительно, зачем понадобилось это немецкое слово?

Есть определенные вещи, которые человек воспринимает целостно, как единый образ, не вдаваясь в детали. Например, глядя на картину, большинство людей скорее всего не будут вникать из скольких штрихов нарисована та или иная деталь этой картины, а воспримут всё, как целостное произведение. И людям по природе свойственно воспринимать что-либо целостно. Правда, это работает не всегда и не со всеми. Скажем, определенный специалист по живописи, имея специфический подход к подобного рода вещам, как раз обратит внимание на фрагменты картины, технику и метод её исполнения и т.д. Это же можно сказать про случаи, когда человек в силу вкуса, общего отношения к живописи и к жизни как таковой, физического самочувствия, возраста и т.д. – не сможет охватить гештальт… прошу прощения – целостный образ.

Так вот, психологи-гештальтисты верят, что многие проблемы в жизни, общая или конкретная неудовлетворенность жизнью, определенными случаями, оказывается связана с тем, что не закрыт определенный гештальт. Если говорить по-русски и по сути, то проблемы по мнению таковых в том, что человек не смог осуществить до конца своё желание. Т.е. у него событие получилось нецелостным, лишенным желаемого результата. И вот, чтобы убрать неудовлетворенность на душе, что по мнению гештальтистов принесет пользу человеку, необходимо завершить начатое или хотя бы сымитировать завершение задуманного.

При этом последователи этой теории, как правило, не разбирают ни причины внутренней, душевной неудовлетворённости, ни обстоятельств жизни, в которой возникает она, ни сути желанных действий, осуществление которых предлагает гештальт-терапия. За причины они воспринимают лишь внешние факторы воздействия на психику человека — например, мама с детства запрещала что-то делать ребенку, который так и не воплотил свои определенные желания от этого неудовлетворенность на душе не только в момент запрета, но и на всю жизнь. А то, что проблема не в маминых запретах, а в неверной душевной реакции ребенка на действия мамы и в дальнейшем на похожие действия окружающих или воспоминания о произошедшем — гештальтисты даже и не думают.

Как и у большинства современных психологов, придерживающихся чисто материалистического взгляда на душу человека, гештальтисты полагают, что многие проблемы имеют свои корни в детстве, но не с точки зрения неверной душевной реакции на произошедшее, а с точки зрения неверного поведения окружающих и недоведенности желаемых действий до конца. Исходя из чего предлагаются соответствующие методы «решения» этих проблем.

По их идее, если, скажем, ты не высказал что-то своему начальнику в ответ на его несправедливый ор, возникшую неудовлетворенность на душе следует разрешить путем высказывания желаемого пусть не самому начальнику (ведь кто знает, что начальник сделает с нашим стремлением закрыть гештальт, пытаясь в свою очередь закрыть свой – может и до увольнения дойти), но хотя бы пустому креслу, в котором мысленно можно представить этого ой как нехорошего начальника. И вот теперь можно высказать всё, что вздумалось и вздумается по ходу этого обращения. Можно даже плюнуть ему … куда… ну куда там плюют, когда говорят с пустым креслом… В общем, плюнуть. Было бы неплохо посадить в это кресло добровольца, чтобы, так сказать, было всё реалистично. Желательно, чтобы черты лица этого смельчака совпадали с оригиналом. И вот, когда я, говоря словами Маяковского «захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я», гештальт мой закроется. Что при этом делать моему подопечному, сидящему в кресле, думать необязательно. Это уже его проблема, как закрыть собственный только что открытый гештальт.

Бывают случаи, когда человек ходит с мрачным настроением по жизни, тоскуя о том, что так и не стал балериной или еще кем. Тут гештальтисты рекомендуют начать осуществлять задуманное хоть в какой-то степени. И не важно, что ноги уже не те, что балерина из тебя в лучшем случае так себе, а чаще похоже это на трагикомедию, главное ведь – закрыть, да поскорее гештальт!

Интересно, а что же делать тем, у кого на душе неудовлетворенность по поводу того, что вовремя не стырил чего-нибудь, или попался на преступлении, завершение которого сулило что-то выгодное?

На самом деле, проблема неудовлетворенности на душе бывает разного рода. Есть то, когда человек не удовлетворяет совесть, поступая преступным, неприемлемым образом. И здесь неудовлетворенность будет не только в случае незавершении начатого (незакрытого гештальта), но и при полном воплощении задуманного.

Есть случаи, когда человек не воплотил что-то приемлемое, не преступного толка, по причине отсутствия реальных возможностей и способностей.

Т.е. нужно различать, что именно не завершено, рассматривая нравственную сторону своих желаний. Потому как не все желания следует удовлетворять, т.к. те желания, которые ведут к подогреванию погибельных для души чувств, страстей, грехов, исходя из которых могут совершаться в том числе и преступные поступки, ничего хорошего не принесут даже при самом удачном для их воплощения положении дел.

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.» (1Коринф.6:12)

Нравственная сторона вопроса, на самом деле, вообще не учитывается приверженцами гештальт-терапии. Всё сводится к оправданию своего неверного состояния души засчёт неурядиц окружающего мира.

Кроме того, даже в тех случаях, когда желания были естественны или поистине добродетельны, но не было возможности полностью их удовлетворить, душевная тяжесть возникает не по причине незавершенности, а по причине неверного душевного восприятия произошедшего.

Исходя из вышесказанного, если не загромождать свой ум лишними, неудобопонятными терминами (новой оберткой прежнего и существовавшего до того явления) и самооправданием, то нужно подходить следующим простым до гениальности образом:

  • если ты не завершил что-то безнравственное и преступное, то необходимо подогреть чувство сожаления и сокрушения, положив начало решимости бороться с подобными желаниями;
  • если не совершилось что-то желаемое, не идущее против совести, то необходимо, обращаясь к Богу за помощью, искать в своем сердце чувство смирения, отрывая свой ум от навязчивых помыслов, разжигающих страсти уныния, нетерпения, раздражения и т.п., и вместо этих мыслей приводить те, которые бы содействовали воспитанию этого чувства смирения.

Вот и всё. Никаких пустых кресел с оплеванными лицами, никаких катающихся на четвереньках «балерин», никаких сносных скрипачей, несносных для публики и т.п.

Человек не хочет смиряться по жизни с тем, что что-то происходит или не происходит не так, как он бы хотел. Начинает постоянно вращать в голове мысли о том, как решить то, что на данный момент просто невозможно решить или даже не нужно осуществлять. Т.е. отсутствие чувства смирения в конкретный необходимый момент времени приводит к зацикленности на происходящем, когда человек уже ни к селу ни к городу или без нужной меры рассуждает о том, что нужно было бы сделать, чтобы осуществить желаемое, подогревая в себе чувства, которые и приносят в душу тяжесть и неудовлетворенность.

Причина неудовлетворенности лежит в неудовлетворенной совести и в неудовлетворенном самостно-гордостном духе (когда что-то происходит не так, как непременно хочу я, игнорируя, что это либо пустяк, ничего не стоящий, либо преступление против собственной души или окружающих, либо что в данный момент реализовать желаемое просто невозможно).

Нужно учиться по жизни правильно реагировать на происходящее, включая те моменты, когда не осуществляются наши желания, в том числе самые светлые из них.

Неудовлетворенность души, страдания и муки – свидетельство привязанности к самостно-гордостному духу, к самолюбию, и неудовлетворенности совести. Вместо страстных желаний и чувств, — в которых мы привыкли реагировать на происходящее и которые и приносят нам тяжесть на душе, — необходимо, употребляя усилия воли и обращаясь к Богу за помощью, начинать воспитывать в себе добродетельные чувства, удовлетворяющие совесть.

Внешнее же положение дел обусловлено обстоятельствами и наличием или отсутствием необходимости в конкретных действиях. Т.е. если нет жизненной необходимости совершать что-то, то нужно принять это со смиренным настроем души. Если речь идет о жизненно важном, то, стремясь предпринимать разумные попытки осуществить необходимое, нужно так же воспитывать в себе верные душевные чувства.

Да, многие душевные проблемы идут с детства — с неумения верно в чувствах собственной души реагировать на происходящее. Проблема в душе в итоге не в незаконченности желаемых действий, а в развитии неверных душевных привычек в проявлении собственных чувств, т.е. в страстях.

К счастью, душа наша так устроена, что её благополучие не предопределяется внешним положением дел. Поэтому нет никакой необходимости закрывать гештальты, особенно, связанные с глупыми прихотями или безнравственными движениями души. Нет смысла проводить псевдонаучные практики, больше похожие на театр одно актера с магическо-механическим подходом к собственной душе, которую по линейке не вымеришь и рычагами не выпрямишь.

Там, где нет правильной нравственной работы, где нет борьбы со своими страстями, где нет воспитания истинных добродетелей, там нет и не может быть покоя и подлинной удовлетворенности души, сколько бы желаний ты при этом не воплотил.