Христианская и другие направления психологии, главные отличия
«По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Матф.7:16)
Христианская психология характеризуется следующим:
- Душа – явление духовного, нематериального мира, следовательно деятельность головного мозга и проявления души — это не одно и то же.
- Обязательно учитываются духовные законы.
- Никакие жизненные обстоятельства сами по себе никак не предопределяют нравственного выбора человека, т.к. у каждого из нас есть свободное произволение, свобода выбора.
- Следует учитывать, что такие явления души, как чувства, мысли и желания, могут иметь нравственный оттенок, и должны рассматриваться с позиции добра и зла, или могут быть безразличными, не являясь ни добром, ни злом.
- Критерием добра является воля Бога, а ориентирами к добру являются совесть и заповеди Бога, в которых она отражена. То, что направлено против воли Бога – не в согласии с совестью и заповедями Бога – является злом, приносящим человеку лишь страдания.
- Нельзя судить о пользе и вреде чувств, являются ли они добром или злом, только исходя из наличия в них оттенка приятного или неприятного (позитива — негатива).
- Все душевные чувства, которые естественны нам по природе, являются добром по естеству, но в зависимости от направленности этих естественных чувств, от времени и меры их проявления определяется – наличие пользы или вреда для души, и являются ли они добром или злом.
- Источником блаженства, окончательного и полного умиротворения души каждого человека, является Бог, божественная благодать.
- Человек не создан самодостаточным, способным автономно существовать и быть нравственно полноценным и благополучным без Бога – так создал нас Бог, такова природа души человека. Осознание и ощущение этого является одним из проявлений смирения, необходимого для приобретения истинного душевного благополучия.
- В душе каждого человека есть два противоположных полюса в нравственном отношении – совесть и добро по естеству, влекущие к нравственно лучшему, к гармонии с собственной природой души, и самостно-гордостный дух (первородный грех), влекущий к самоутверждению, игнорируя призывы совести и явления природы, естества. По причине наличия свободной воли выбор всегда остается за человеком.
- Душевные проблемы личностного характера связаны с неверной направленностью воли, — когда человек проявляет желания и чувства, чтобы удовлетворить самостно-гордостный дух, идя в разрез с природой собственной души и совестью, в итоге проявляя чувства неуместно, несвоевременно и без нужной меры.
- Избавление от душевных проблем возможно только при изменении направленности своей воли, когда отсекаются в себе погибельные для души проявления – грехи и/или сформированные из них привычки — страсти, а вместо них воспитываются противоположные им добродетельные душевные навыки в желаниях и чувствах, с обращением при этом к Богу за помощью.
- Следует отличать в душе то, что ей естественно по природе, от того, что идет против природы или против совести в нравственном отношении. Соответственно, благоразумно направлять свои желания и чувства так, чтобы они не шли против совести, против природы души.
- Проблемы решаются по сути, тогда, когда искореняется их причина.
Другие направления психологии отличаются тем, что:
- Душа сводится к материи, смешивается деятельность головного мозга с проявлениями души, отсюда возникает путаница.
- Не учитываются духовные законы.
- Жизненные обстоятельства в некоторых течениях психологии рассматриваются, как предопределяющие выбор человека, исключая его свободную волю и свободу выбора.
- Такие душевные проявления, как чувства, мысли и желания – рассматриваются неправильно, исходя из неверных понятий добра и зла, которые сводятся к позитиву и негативу. Последние же не являются правильным критерием в определении добра и зла.
- Однобокий взгляд на чувства, без рассмотрения разницы в их проявлении и без учета обстоятельств, в которых они проявляются.
- Желательным для человека и критерием добра, который должен взять себе на вооружение каждый, является лишь то, что практически значимо, выгодно, что не приносит явного внешнего вреда и то, что не связано с ощущением негатива – чувств, в которых присутствует оттенок неудовлетворенности. Т.е. по жизни нужно искать позитив – питать в себе только те чувства, которые несут в себе оттенок приятного и поступать в соответствии с этим. Отсюда страсти, в которых есть оттенок приятности, воспринимаются за добро. Например, садист ощущает приятные чувства, когда причиняет другому боль. В данном случае это чувство является зло. А естественные и добродетельные чувства, в которых отсутствует этот оттенок, воспринимается за зло. Например, ненависть к злу, которое необходимо для того, чтобы отвергнуть его.
- Человек позиционируется, как самодостаточное в душевном плане существо, которому не нужен Бог для того, чтобы прийти к полноте чувств, к истинному душевному умиротворению и счастью – т.е. человеку внушается то, что неестественно его природе, — иллюзия, противоречащая реальности.
- Совесть сводится к чисто внешнему явлению – как набору определенных установок, традиций, знаний, внешним запретам и т.п. Исходя из чего, совесть якобы может являть себя по-разному в разных сообществах, вплоть до противоположности. Т.е. идет подмена совести проявлениями страстей, самостно-гордостного духа, под воздействием которых искажаются понятия о совести и нравственности.
- Для избавления от душевных проблем предлагается использовать иные средства для удовлетворения самостно-гордостного духа, что в итоге ведет к смене шила на мыло. Т.е. отсутствует верная борьба с греховными проявлениями в душе, с воспитанием истинных добродетелей и обращением к Богу за помощью. Что и ведет к разрастанию самостно-гордостного духа, проявления которого (страсти) приносят мучения душе, т.к. они ей не естественны.
- Смешиваются естественные проявления души с теми, которые идут против естества и против совести, что в итоге ведет либо к попыткам осуждать естественные явления души или даже к борьбе с ними (избавление от негативных чувств), либо к удовлетворению страстей под предлогом их естественности (попытки удовлетворять греховные желания и чувства).
- Делаются неуместные обобщения, приписывая всем то, что индивидуально и зависит от жизненных обстоятельств — «всё от секса», «все одинаковы», «все проецируют свои чувства на других», — либо делаются попытки нивелировать присущие всем общие явления, выставляя их индивидуальным свойством – «совесть относительна».
- В большинстве направлений психологии делается акцент на мыслях, на рассудке, как на первопричине душевных проблем, а не на проявлении чувств – «главное поменять мысли и всё будет ОК».
- Вольная интерпретация психологом душевных состояний, без опоры на четкие истинные ориентиры, и без адекватной аргументации, претендуя на принятие сказанного только исходя из веры в то, что так оно и есть, потому что так говорит специалист, понимающий суть дела. А отсутствие здравого смысла в таких взглядах и теориях, — не повод для сомнений, с точки зрения психолога.
- Не решают проблем по существу в реальности! Создается лишь иллюзия душевного благополучия, с подогреванием самоуверенности и самонадеянности (Всё будет хорошо, я – самый лучший).
В итоге психология, в которой нет христианских принципов, открывает человеку дорогу к оправданию греховного образа жизни, к размытию границ между добром и злом, что в конечном итоге ведет к саморазрушению конкретной личности и к разрушению целых обществ. Чему служит доказательством история всего человечества – чем дальше люди отступали от совести, от заповедей Бога, тем быстрее и глубже разлагались общества, принося беды и страдания, разрушая эти общества вплоть до полного их уничтожения.