Я и моя тень
Наверное, мало кто не слышал знаменитой фразы Л.Н. Толстого о том, что «Мы любим людей за то добро, что им сделали, и ненавидим за зло, которое им причинили». Созвучно этой мысли звучит тезис психоанализа – нас раздражает в людях то, что есть в нас самих.
И вот, люди, подхватывая эти крылатые выражения, сыплют ими направо и налево, полагая, что в этом есть истина в последней инстанции. Ведь, как уже въелось в головы большинства из нас, существует проекция чувств, когда человек наделяет окружающих теми же качествами, которыми сам обладает.
Скажем, раздражился на тебя начальник по поводу того, что ты делаешь что-то медленно и некачественно, то знай – это он проецирует на тебя свои качества. Дело совсем не в тебе. Это начальник сам ленивый и безалаберный. И ему, конечно же, кажется, что твои «косяки» такие прям огромные. А, на самом деле, нет никаких «косяков». Ведь, как сказали гении, — людей раздражает то, что в них самих есть. Кстати, а может быть, начальник сам же и накосячил, так сказать, подставил тебя, и теперь за это тебя и ненавидит, высказывая претензии? – очень даже неплохая мысль. Во всяком случае, она прекрасно снимает груз ответственности с моих плеч. Да и не мог же ошибаться Лев Николаевич.
Откуда же взялись такие «гениальные» мысли о проекции чувств? Ну, здесь мы должны сделать низкий поклон его величеству психоанализа Зигмунду Фрейду, который придумал теорию о бессознательном – желаниях и чувствах, которые человек когда-то подавил и отверг, задвинув их в «тень» своей души, а теперь они накопились и пытаются прорываться в оценивании поведения окружающих людей.
Последователи Фрейда и его учеников полагают, что человек с детства, получая информацию о должном и приемлемом поведении в обществе, начинает подавлять в себе те желания, которые не соответствуют этому эталону поведения. Но сами желания в его душе всё равно живут, никуда не исчезают, вот только человек уже не воспринимает эти желания за свои собственные. Он пытается не обращать на них внимания. И постепенно формируется так называемая тень или «темная сторона» личности – т.е. негативные черты его характера, которые он примечает в других, но не видит в себе.
Ну дальше, развивается, как в классическом триллере и фильме ужасов – тень накапливается, становится больше и гуще, и пытается проявить себя, чаще всего внезапно в виде неадекватных или не свойственных в общем для человека поступков. Например, взял и плюнул в лицо своему начальнику… И все в шоке, особенно ты сам. Но ничего, берешь себя в руки, и что-то пытаешься мямлить о гиперсаливации (избыточном выделении слюны) по причине… ммм… ах да – ужасного голода. Итак, будучи голодным, со ртом полным слюны, неминуемо произошло то, что часть её во время разговора с начальником, чисто случайно угодила ему в физиономию. Вроде звучит правдоподобно.
Правда, остается вопрос – а что это было вообще? Ведь начальника можно обмануть, и даже можно иметь надежду, что он не уволит тебя, поверив хоть на какую-то долю басне, которую ты ему только что сочинил. Но вот себя же не обманешь. И что за «зверь» такой из меня только что выскочил? Если это будет повторяться, боюсь, просто, не хватит никакой фантазии для новых «отмазок», да и терпение у начальства явно не безгранично. Не хотелось бы, чтобы они под тем же предлогом ужасного голода или жажды сослали меня куда подальше.
«Ну что было?» -, спрашиваешь ты. Не ясно разве из вышесказанного? – это твоя «теневая сторона» личности! То, что произошло, с точки зрения не кого-нибудь, а самого Зигмунда Фрейда и не менее знаменитых его учеников и последователей, в числе которых Карл Густав Юнг, — защитная душевная реакция! Это всего-навсего – проекция! Вон оно как.
От чего же пришлось защищаться? И долго ли придется защищаться, рискуя лишиться работы или ещё чего поважнее? Психоанализ Фрейда полагает, что защищаешься от своих же накопленных желаний, которые могли бы повредить тебе, если продолжили бы накапливаться в твоей душе. А разве вот такое, мягко говоря, неадекватное поведение не повредило мне? На мой взгляд, тут не только на душе какой-то раздрай, но и в душах испуганно смотрящих на меня окружающих не лучше. Защита какая-то так себе получилась.
Не переживай – внушают психоаналитики. Выход есть – нужно осознать свои подавленные желания, и всё, как рукой снимет. Осознать что? – ну то, что это твои желания! – Вау! А я-то думал, что это желания начальника! Как гора с плеч после этого откровения. Фух. Полегчало… или не полегчало…
Ирония иронией, но, давайте, рассмотрим, почему возникают такие реакции, и есть ли правда в вышеприведенных афоризмах Толстого и психоаналитиков.
Первая и главная проблема подобных утверждений, претендующих на гениальность, — это однобокость суждений, которая является следствием самомнения и самоуверенности. Гениально лишь то, что приводится уместно, что учитывает разность ситуаций, что однозначно лишь в однозначных случаях.
Если человек отвергает издевательства над слабыми, то, очевидно, это может происходить из разных мотивов, из разных душевных чувств и стремлений. А не потому, что сам человек якобы является садистом, причинившим вред тем людям, издевательства которых он отвергает.
Человеку вообще по природе естественно отвергать злодеяния, совершающиеся не только со стороны окружающих, но и со стороны самого себя. В душе каждого человека есть нравственный закон – совесть, который позволяет знать, что хорошо, а что совершенно неприемлемо и является злом. Другое дело, что человек не связан необходимостью внимать совести и поступать в согласии с нею. Он, имея свободу воли, сам для себя решает, как в итоге поступать, откликаясь на то, к чему его зовет совесть, либо отвергая её вовсе.
Это естественное явление – видеть и отвергать зло — очень ярко проявляется уже с детства, когда у детей еще не сформировались стойкие душевные привычки, т.е. они явно еще не стали садистами, которые могут ненавидеть других за то «зло, которое они им причинили».
Фрейд, будучи одержимым самомнением и самоуверенностью, исходя из своего крайне болезненного состояния души, стал оценивать мир через призму своего ложного опыта, искажая реальность, приписывая людям то, чем они могли и не обладать. Но дух самомнения и самоуверенности затмевает разум, омрачает ум, и не дает человеку увидеть, что реальность совсем другая, или хотя бы может быть другой. На то это и самомнение и самоуверенность.
Т.е. нужно различать случаи, когда мы отвергаем что-то злое по причине противоестественности и несоответствии нравственному началу в душе – совести. Это естественно для всех. Но это естество мы можем погашать, задавливать, через воспитание вредных, погибельных для своей душе привычек, которые идут вопреки совести и естества. И в таких вот случаях, мы можем возмущаться чем-то или отвергать что-то, исходя из неверного восприятия реальности или неверной душевной реакции на неё.
Например, человек привыкший идти против совести, взращивая в себе погибельные для души привычки, культивируя страсти (греховные чувства), постепенно укрепляет в себе самолюбие. И стоит кому-либо перейти дорогу этому самолюбию, как тут же из души самолюбивого вылезут страсти недовольства, раздражения, обиды, осуждения, исходя из чего будут совершаться определенные суждения об окружающих, которые якобы во всех случаях, не угождая твоему самолюбию, совершают что-то плохое. Т.е. причина не в задавленных желаниях, которые прорываются из «тени» души, и тем более не в защитной реакции души, а в привычке удовлетворять дух собственного самолюбия. В итоге, человек, по сути, пытается защитить дух уязвленного самолюбия, а не свою душу. Потому как дух самолюбия приносит лишь вред душе, сподвигая человека проявлять чувства совершенно неуместно, несвоевременно и без необходимой меры, лишь бы угодить своему самолюбию.
Решение же проблемы заключается не в том, чтобы осознать, что есть «задавленные» желания, а в том, чтобы встать на борьбу со всеми желаниями и чувствами, которые питают самостно-гордостный дух – корень душевных проблем человека. И вместо этих желаний и чувств необходимо начать культивировать в себе противоположные им – добродетельные чувства и желания, при этом призывая на помощь Бога, — слезая с духа самости, мнимой самодостаточности и ощущения всесилия.
Т.е. человеку естественно видеть в себе то, что идет против совести. Другое дело, этого недостаточно, для изменения себя к лучшему. Нужно не просто отсекать (задавливать) в себе погибельные желания и чувства, а менять их на добродетельные.
Когда человек, пытаясь задавить в себе одни желания, идущие против совести, при этом идет на поводу других подобных погибельных желаний, то он укрепляет в себе всё тот же корень всех погибельных желаний и чувств – самостно-гордостный дух. И в какой-то определенный момент это может сказаться либо приобретением новой пагубной привычки, либо проявлением старой, как бы ушедшей в прошлое, или как говорят психоаналитики – в тень.
Только вот выплеск наружу этой «тени» никак не является защитной реакцией души, которую называют проекцией. Это следствие жизни по страстям, жизни в угоду своему самолюбию, своей гордыне. Это сравнимо с бочкой нечистот, выплеск которых говорит не о том, что душа пытается избавиться от них, а о том, что она ими переполнена.
Когда мы видим в других реальные недостатки, то здесь имеют место естественное свойство видеть и различать реалии, а не наличие в своей душе подобного или идентичного. Другое дело, что в зависимости от чистоты собственных чувств, это естественное свойство видеть и различать может быть искажено, подавлено, либо напротив – утончено и доведено до определенного совершенства.
Если человек идет путем сжигания совести, т.е. культивирует в себе страстные, греховные, погибельные для души желания и чувства, то его внутреннее око будет становиться тусклым, плохо отличающим одно от другого. Поэтому, одержимый страстями, не ведущий никакой с ними борьбы или ведущий неправильную борьбу с ними, может видеть в людях то, что в них нет, и не видеть то, что в них проявляется в реальности. Это как раз тот самый случай, который имеет место с Фрейдом и с последователями его абсурдных идей.
Если же человек, отсекая в себе страсти, воспитывает вместо них добродетельные чувства, обращаясь при этом к Богу за помощью, то его внутреннее око становится светлым, способным видеть то, что есть в реальности, так как искореняются дух самомнения и самоуверенности, ведущие к поспешным и к абсурдным выводам. И, соответственно, суждения его будут объективны, отражая то, что есть так, как оно есть.
Человек может оценивать действия окружающих по-разному – правильно и неправильно, исходя из переживания личных чувств, которые он углядывает в окружающих, и не исходя из них. Т.е. могут быть случаи как проекции своих чувств, а могут быть совершенно другие случаи.
Омраченное око способствует неблагоразумному взгляду на жизнь, несправедливым и абсурдным суждениям, абсолютизации своего опыта, игнорированию опыта окружающих, однобоким выводам и т.п. Такой человек может судить, как говорится, по себе – т.е. приписывать те мотивы людям, которыми он обладает сам, либо которые ему нарисовал его дух самомнения и самоуверенности. В последнем случае одержимый страстями вовсе необязательно может обладать всеми качествами, которые он приписал окружающим. Просто, омрачение ума рисует ему разные варианты побуждений у окружающих его людей. В каких-то случаях эти варианты могут совпадать с реальным положением дел, а в каких-то нет. Т.е. может быть по-разному, а не однозначно, как об этом твердили Толстой и Фрейд.
Благочестивые люди видят реальное зло и отвергают его не потому, что сами заражены этим злом, а потому, что оно очевидно им в силу иного – добродетельного образа жизни и движения чувств. Поэтому говорить о некоей проекции в таких случаях означает элементарную клевету и стремление запачкать грязью тех, кто к ней не причастен.
На самом деле, психоанализ Фрейда, как и многие другие материалистические движения в психологии, ведет к оправданию зла, к снятию нравственной ответственности не только за свои чувства, но и за свои поступки. В итоге, способствует разрушению души в нравственном плане и усугублению проблем. Что мы и наблюдаем на сегодняшний день – когда пруд пруди психоаналитиков, а общества деградируют семимильными шагами.
Нужно помнить, что «темной стороной» личности является разросшийся самостно-гордостный дух, проявляющийся самомнением и самоуверенностью, самонадеянностью и самоценом, тщеславием и горделивостью, раздражением и ненавистью к людям, равнодушием к вопросам правды и истины, немилосердным отношением и привычкой обижаться, оправданием зла и нечестия.
Но, чтобы избавиться от это «тени», нужно не просто осознать, что это душевная болезнь и единственный враг для твоего же благополучия, но и начать искоренять её, вкореняя вместо старых погибельных для души привычек, новые добродетельные чувства, призывая при этом на помощь Бога, отсекая в себе самооправдание, включая позицию «защитных реакций» в виде проекции.
Т.е. чтобы не вылезла эта «тень» из твоей души, нужно не желания все подряд реализовывать, а фильтровать их, давая волю только тем, которые не идут против совести и против заповедей Бога. И вслед за этими желаниями необходимо воспитание добродетельных чувств — смиренного взгляда на себя перед Богом, сожаления о своих безнравственных движениях души, решимость бороться с ними, упование на помощь Бога, доброжелательство и великодушие к душам окружающих людей.
Чем наполнена душа, то она и будет проявлять в словах и поступках. Нет смысла затыкать рот одним погибельным желаниям, давая волю другим не менее вредным, а порой более опасным стремлениям души.
Нужно учиться по жизни преодолевать трудности так, чтобы тень, которую отбрасывает твоя душа, являлась отблеском истинного добра — Бога.