Эмоции, характер, темперамент, чувства
Любая информация имеет практический интерес, когда ею можно будет воспользоваться в актуальных жизненных ситуациях. Замечу, что, если говорить о психологии, то информация, изложенная в доступной форме для понимания, должна помогать человеку менять свое душевное состояние к лучшему, а не лежать «мертвым грузом» в его голове.
Предлагаю рассмотреть очень важную для собственного душевного благополучия тему, озвученную в заголовке. Что к чему и для чего.
Сразу замечу, что эмоции, характер и темперамент – явления внешние, так сказать, обложка и дизайн самой сути. Это как бы средства выражения главного, более глубокого и существенного душевного явления – чувств.
Итак, начнем.
Эмоции
Существует несколько определений данного явления. Единого понятия в психологии, стоящего за этим термином, нет.
В своей практике под словом «эмоция» я подразумеваю внешнюю сторону проявления душевных чувств: смех, плач, улыбка, злобная гримаса, удивление и т.п. В общем все то, что можно наблюдать в так называемых смайликах различных соц. сетей (если вы таковыми пользуетесь), то, что выражает наше лицо и тело.
Темперамент
Это так называемый скоростной режим, темп внешнего проявления чувств.
Всем известно, что выделяют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. На самом деле, все это настолько условно и несущественно в плане улучшения собственного душевного состояния, что нет необходимости постоянно носить в голове отличия одного типа темперамента от другого.
Для общего образования достаточно понять, что люди могут выражать свои чувства подобно нажатию педалей «тормоза» и «газа» в автомобиле: быстро (как говорится, без тормозов — холерик), умеренно (сангвиник), несколько с замедлением или даже приторможенностью, где-то вовсе забыть о педали «газа» (флегматик), осторожно и/или нерешительно (меланхолик).
Характер
Характер определяет внешнюю выразительность или выраженность чувств, определенный тип внешнего поведения. Один может выразить свои чувства ярко, громко, другой более сдержано, а третий еле заметно или вовсе скрытно для окружающих.
Чувства
Очень часто мы путаем эти понятия, подменяя одно другим. Например, нередко можно услышать в ответ на явление излишней боязливости, там, где следовало бы явить мужество и смелость, что, дескать, это характер у человека такой – трусливый.
Или, когда человек являет неуважение к другим, некоторые скажут, что ну, что тут поделать, характер такой непосредственный.
Или явления неуместной агрессии трактуются как явления темперамента и эмоций.
Взяла жена в руку сковородку и с размаху огрела мужа ею по голове. Что ж поделать – эмоциональная женщина.
На самом деле, в этих случаях идет речь не о внешней составляющей, в которую, как я сразу же упомянул, входят эмоции, темперамент и характер. А то, что за ними стоит – чувства, общее расположение души.
И, именно исходя из определенных душевных навыков, привычки проявлять конкретные душевные чувства в ответ на происходящее, человек проявляет неуважение к окружающим, агрессирует, являет трусость и малодушие, или, наоборот – смелость, самообладание, уважение и т.д. Ну или «эмоционально» орудует сковородой.
Т.е. сама суть душевного состояния человека определяется не этими внешними инструментами (эмоциями, темпераментом и характером), а тем, что они выражают – чувствами.
К чувствам душевного плана относят все те движения души, которые выражают отношение человека к происходящему: любовь, ненависть, страх, равнодушие, ревность, мужество, печаль, радость, гнев и т.д.
Исходя из этого и можно судить, чем человек дышит, чем живет и к чему движется. Т.е. какой человек, что они из себя в душевном плане представляет, так сказать, по существу.
Причем – все происходит свободно, когда человек сам определяет направленность своей души, какие чувства проявить в тот или иной момент времени.
Соответственно, неся полную ответственность за те или иные собственные душевные проявления, умения, навыки и привычки. Не оправдываясь некоей предопределенной наследственностью и генетикой, непреодолимым характером, эмоциями, судьбой и роком, звездами и Луной, и т.д.
Разность внешней картины при одинаковых чувствах и наоборот
Одно и то же чувство можно выразить внешне по-разному (как эмоционально, так и с определенным темпераментом и характером).
Например, возьмем чувство естественной любви. Ну, согласитесь, это чувство у всех на устах, а у некоторых оно (говорят – не проверял лично) в самом сердце.
Итак. Один человек, питающий в себе чувство естественной любви, может его внешне выразить улыбкой при встрече с любимым (эмоция), живо реагируя на каждое его желание и жест (темперамент), сделав это настолько ярко, что только слепой не смог бы увидеть, что он любит.
Другой же, имея то же чувство естественной любви, может вести себя более сдержано, менее ярко и дозировано выражая свои чувства к любимому.
Но что в первом случае, что во втором сама суть – наличие чувства любви – одна и та же. И нельзя, судя по внешней картине, определенно сказать, кто любит больше, а кто нет. Потому как при всей внешней картине степень глубины самого чувства может быть не только одинаковая, но и даже противоположная внешнему его проявлению.
В некоторых случаях, в наше время все чаще, к сожалению, можно встретить конкретную подмену внутреннего внешним, без личного стремления наполнить свое сердце тем, что внешне выражается. Т.е. речь о лицемерии.
Вывод
Поэтому, дорогой читатель, не спеши судить об окружающих, основываясь только на внешней картине эмоций, темперамента и характера. Старайся постичь внутреннюю составляющую, саму суть этой оболочки – расположение сердца, душевных чувств.
То же следовало бы и отнести к себе лично – не довольствоваться одним внешне правильным проявлением чувств, а нужно позаботиться о том, чтобы главное, находящееся в глубине тебя (т.е. сами чувства), гармонировало с самой природой собственной души, удовлетворяя запросы верного нравственного ориентира – совести.
Остальное же – эмоции, темперамент, характер, — суть естественные внешние особенности человека, как цвет волос и тембр голоса, если рассматривать тело.
Причем, в процессе жизни они могут меняться в силу разных причин (состояние физического здоровья, изменения окружающей среды и обстановки, климата, пищи, применения определенных лекарственных средств, а также душевного состояния).
Если человек будет иметь в своем сердце чувство истинной любви, то никакие внешние изменения не только окружающего мира, но и его самого, не сделают его несчастным.
И, напротив, если не будет главного, то никакие внешне правильные свойства собственного организма и психики ничего хорошего нам лично не принесут.
Поэтому так важно видеть в себе проявления тех или иных чувств и умение ими владеть, давая каждому из них свое место, время и меру, ориентиром которых является нравственное начало души — совесть.