Мой блог

Эмпатия

Были ли у вас, дорогие читатели, такие случаи, когда в общении с людьми, на душе поднимались те же чувства, которые испытывали эти люди? Например, в ответ на страдания кого-то, в вашей душе ощущалось чувство боли, подавленности и т.п. Либо, имея дело с раздражительным человеком, испытывал это же чувство в своей душе. Полагаю, что вопрос является риторическим, т.к. это явление наверняка ощутил каждый из нас.

Такое явление в психологии принято называть эмпатией, что с греческого переводится, как сочувствие или сопереживание.

Следует заметить, что эта способность является естественной для человека, но степень выраженности и эффект на душу зависит от направленности души, которую определяет сам человек.

Иными словами, если человек не старается давать нужную меру в проявлении своих чувств, не стремится проявлять чувства, когда это необходимо, т.е. не следит за своими чувствами, то он будет испытывать проблемы душевного плана, включая с неверным проявлением эмпатии.

Некоторые спросят: «А разве бывает неверное проявление сочувствия? Разве сочувствовать плохо? И какой вред от этого может быть?». Разумеется, всё можно задействовать, как во вред, так и на пользу себе или окружающим. Если, скажем, имея дело с больным человеком, которому в данный момент времени очень тяжко на душе, вы испытываете в ответ невероятные мучения в своей душе, которые могут довести вас до умопомрачения или до сильной подавленности, что хочется сбежать или удавиться, то очевиден вред вот такого душевного настроя.

Причина такого неверного душевного настроя, такой неверной реакции, является отсутствие навыка управления своими чувствами, неумение давать им нужную меру. Т.е. проблема не в сочувствии к страдающему, ибо это естественно сопереживать людям в подобные моменты. Проблема в том, что, сопереживая страданиям ближнего, ты не умеешь наполнять своё сердце другими необходимыми чувствами, которые помогают дать меру чувству сострадания к ближнему.

Причем нужно помнить, что нет никакой механики и магии в проявлении этого свойства – что хочешь или не хочешь, ты будешь ощущать то, что чувствует другой человек, в той мере, в какой мере он ощущает. Всё зависит от направленности собственной воли.

Поэтому важно учиться направлять любые свои чувства в необходимое русло, для чего в подобные моменты, когда, например, чувство сострадания берет верх, захватывает всю душу, да так, что на душе становится очень тяжело, необходимо подогревать в своей душе следующие чувства:

чувство смирения с этой скорбью, принятие её, как необходимое и должное: «Достойное за грехи свои принимаю». Некоторые спросят: «За какие такие грехи, когда я тут сочувствую и сопереживаю?!». Дело в том, что грехом является любое чувство, которое проявляется неуместно, несвоевременно, без нужной меры. Поэтому, когда чувства проявляются вот так, то это и означает, что человек грешит, отдаваясь самостно-гордостному духу – корню любого греха. Причем отдается ему свободно, по своей воле. Поэтому есть повод со смирением принять в качестве достойного по своим грехам наличие такой скорби, как следствия жизни по этим грехам.

чувство благодарности Богу за возникшую в душе скорбь, которая является свидетельством того, что в душе есть привязанность к самостно-гордостному духу, который в данный момент не удовлетворен. А т.к. самостно-гордостный дух является корнем любой страсти, любой погибельной для души привычки, то его неудовлетворение является целью для избавления от этих вредных душевных привычек. Чем чаще не удовлетворяем самостно-гордостный дух, тем быстрее разорвем к нему привязанность, а значит – тем быстрее уйдет неудовлетворенность и тяжесть из души. Именно по этой причине и нужно учиться благодарить Бога за возникшие обстоятельства и скорбь в связи с неудовлетворенностью самостно-гордостного духа: «Благодарю, Господи, за посланную скорбь. Всё правильно, всё верно!»

чувство радости о скорби от неудовлетворенного самостно-гордостного духа: «Вот и хорошо, что скорбь. Слава Богу за всё! Самость погибает во мне. А это очень хорошо, потому что душа освобождается от страстей, мучающих её».

чувство надежды и упования на Бога, испрашивая у Него помощи в избавлении от своих грехов, приносящих в душу скорби: «Господи, помоги мне! Не оставь. Дай мне сил. Без Тебя не могу». Нужно учиться бить по самому корню страстей – по самостно-гордостному духу, которые проявляется в стремлении человека устроить свою жизнь без Бога, автономно. Но т.к. душа создана несамодостаточной, нуждающейся в помощи Бога, то и все попытки основываться лишь на самом себе обречены на крах. Поэтому жизнь человека устроена так, что каждый в своё время приходит к ощущению собственного душевного бессилия, когда теряется надежда на свои силы стать по-настоящему счастливым и благополучным. Вот почему важно изначально отсекать в себе самонадеянность, не тратя время зря, и обращаться сразу за помощью к Тому, Кто действительно может помочь связать в душе проявления грехов и страстей – к Богу.

чувство решимости преодолевать эту скорбь

чувство преданности Богу, с просьбой о помощи: «Праведен Твой Суд, Господи, и нет неправды в нём. Предаю участь свою в Твои руки! Верю всем сердцем в человеколюбие и милость Твою! Знаю, что не попустишь выше сил моих. Да будет на всё святая воля Твоя!».

Нужно учиться размягчать своё сердце, проявляя сочувствие к страданиям ближнего, предавая всё в руки Бога, смиряя перед Ним свой дух.

Бывают такие случаи, когда эмпатия проявляется неуместно или вовсе отсутствует в те моменты, когда это необходимо.

Первые случаи бывают, когда человек начинает сочувствовать греховным движения души окружающих людей, входя в страстное, болезненное состояние. Как говорится – с кем поведешься, от того и наберешься. В реальности в таких случаях корректнее говорить не об эмпатии, как сочувствия, а неверной душевной реакции. Например, в ответ на раздражение, сам начинаешь раздражаться, злиться и негодовать. В такие моменты нужно отсекать в себе чувство раздражения, возгревая вышеозвученные чувства смирения, благодарности Богу, чувство радости о скорби в связи с неудовлетворенностью самостно-гордостного духа, чувство надежды на помощь Бога, а также чувство доброжелательности к человеку, в отношении которого испытываешь чувство раздражения. Делается это всё для собственного благополучия. Без приобретения в эти моменты таких чувств, душа будет ожесточаться и всё больше и больше мучиться.

Те же случаи, когда нет эмпатии в те моменты, когда она необходима, связаны с ожесточенностью души, когда человек не имеет чувство сострадания к окружающим. Это бывает тогда, когда душа одержима надмением, высокомерием, тщеславием, равнодушием к страданиям, зацикленностью на приятных чувствах (сладострастие), осуждением, злопамятством и т.п.

Для того, чтобы оживить душу, необходимо в каждом конкретном жизненном случае верно преодолевать искушения, подогревая в душе спасительные чувства: смирения и сокрушения перед Богом, сострадания, милосердия, великодушия, прощения, добродушия, доброжелательности и т.д. Такие чувства размягчают душу, оживляют её. А также необходимо сопровождать это внешними делами милосердия: помогать нуждающимся, подавать милостыню и т.п.

В момент искушения (жизненной трудности), когда проявляется конкретная страсть, необходимо начинать отрывать внимание ума от мыслей, подогревающих эту страсть, и, призывая Бога на помощь, в зависимости от конкретной страсти, стараться возгревать, воспроизводить в себе спасительные чувства:

  • Если оскорбляют и поднимается чувство обиды и злопамятство, то необходимо подогревать чувство смирения перед Богом, чувство сострадательной любви, добродушие, великодушие к тому, от кого идет искушение, прося Бога о помощи в возгревании спасительных чувств. О чувстве обиды более подробно здесь Обида — Благодушие (blagodushie.ru)
  • Если проявляется неуместное осуждение злодеев (т.е. в те моменты, когда это человеку не нужно, когда он уже разобрался в том, что конкретный человек или конкретные люди злодеи, но время от времени совсем неуместно поднимаются мысли об этом и соответствующие чувства осуждения, ненависти и т.п.) – необходимо подогревать чувство сокрушения перед Богом, чувство смирения с тем, что есть (что ничего не могу изменить, т.к. это не зависит от моей воли), предавая всё в руки Бога. При этом если есть возможность со своей стороны что-то изменить в лучшую сторону, то делать это. Более подробно об этом можно прочитать здесь — Самомнение и мнительность — Благодушие (blagodushie.ru)
  • Если проявляется ощущение собственного величия, правильности, самоцена (какой я хороший и крутой, что сделал вот это) – необходимо возгревать чувство сокрушения (прости меня, Господи, грешника окаянного), чувство ненависти к страсти, с просьбой о помощи к Богу. Об этом более подробно можно прочитать здесь — Самопревозношение, надмение, гордость — Благодушие (blagodushie.ru) и здесь Тщеславие, хвастовство — Благодушие (blagodushie.ru)
  • При проявлении душевного или телесного сладострастия, необходимо сокрушаться перед Богом, возгревая чувство ненависти к сладострастию, и решимость не отдаваться ему. Подробнее об этом здесь — Душевное и телесное сладострастие — Благодушие (blagodushie.ru)  

Получается, для истинного благополучия недостаточно самого по себе естественного явления эмпатии, сочувствия и сопереживания. Необходимо учиться задействовать это свойство в верном направлении. Либо развивать его в своей душе при его притупленности или отсутствии. Для этого необходимо отсекать по жизни проявляющиеся в душе страсти, грехи, и взамен им искать в душе добродетельные чувства, при этом обращаясь к Богу за помощью.

Человек не связан естественными или противоестественными явлениями в своей душе. Он всегда имеет возможность поступать иначе, делая верный выбор, стремясь направить то, что есть в нужное русло, либо заменить его на противоположное, добродетельное. В этом благоразумие и необходимое условие для реального душевного благополучия.

Остается только уяснить эту несложную для понимая истину и постараться с помощью Божией воплотить её в личной жизни. Чего и желаю всем вам, дорогие мои читатели.