Мой блог

Как убрать мусор из головы или борьба с навязчивыми мыслями

И правда, как удалить то, что так назойливо вращается в голове?

Ну у кого не бывало – сидишь, слушаешь музыку, подпеваешь, выключаешь плеер, а звук не выключается. Судорожно нажимаешь кнопку стоп на плеере, но всё тщетно. Мелодия чудесным образом перенеслась в мою и так нездоровую голову, да ещё поставила себя на режим нон-стоп.

И благо, если мелодия хорошая или хотя бы более-менее. А ведь бывает так, что, слыша не весть что, претендующее на звание музыка, плюешься, клянешь её производителей, а потом словно месть от них получаешь в виде звуковой дорожки в голове.

То же касается других фокусов в голове.

Например, решаешь какой-нибудь вопрос в течение дня, а потом он тебе покоя не дает ночью.

Ну вот решил, к примеру, огород посадить. Думаю, возьму там семена всякие, грядку вскопаю, посажу, присыплю землицей, ну полить, конечно, не мешало бы. Всё – какая благодать ) Нет же. Начинаются мысли, где взять эти всякие семена, да по какой цене. Да и получится ли их взять. Может не дадут их вот так просто. Может продавец несмышлёный попадется, да еще с той еще физиономией. Грядка эта ещё, ведь копать придется. Хватит ли сил. И пошло-поехало. Целый день такая вот круговерть. Ладно день, ведь и ночью продолжаешь садить этот несчастный огород, причем в собственной голове. Ужас просто. Порой даже снотворное не помогает.

Ну а что говорить, когда вопрос встает о верности своей половинки. Тут ведь, сказав себе и ей, что, дескать, главное доверие, сказанным не заканчивается. Приходит мысль: «а вдруг!». И начинается целый полнометражный фильм про измены, флирт, предательство. И этот сериал в голове может продолжаться не один день. Причем часто бесполезны уверения со стороны любимого человека о его верности.

Думаю, то, что я описал, понятно если не всем, то многим.  

Теперь обратимся к вопросу – как избавиться от этого всего сумбура в голове, чтобы окончательно не сойти с ума?

В наше время чаще всего предлагают отвлечь внимание своего ума на что-то такое эдакое. Например, на другую музыку, на другие размышления. Заняться какой-то деятельностью. На какое-то время у некоторых людей это срабатывает. Но потом снова по тому же кругу. Причем бывает так, что грампластинка в режиме нон-стоп просто меняет дорожку воспроизведения, переключаясь на то, что Вы сами предложили в качестве средства избавления от прежних навязчивых мыслей.

В ход идут уже любые средства. Вспоминаешь тибетских монахов, пытаясь зайти в себя и отрешиться от всего, произнося знакомое откуда-то «омммм!». И … впадаешь в оторопь, слыша эхо этого «ом» в своей измученной голове. Режим всё тот же – бесконечная бесконечность.

Видимо, тибетское мне не подходит. Нужно попробовать что-то своё, родное. Ну например, икота, икота… т.е. огород, огород перейди на Федот, с Федота на Якова, с Якова на всякого. Тишина. Ждем несколько секунд… Голова продолжила жить своей автономной жизнью. Видимо, «с Якова на всякого» было лишним )

На самом деле, всё это, конечно, совсем не смешно. И проблема навязчивых мыслей актуальна как никогда.

Для её решения, необходимо понимать причины происходящего.

Дело в том, что навязчивые мысли – лишь чисто внешнее явление. И бороться с ним самим по себе, в том числе переводя внимание с одних мыслей на другие, бесполезно. На какое-то время может возникнуть ощущение, что вот где-то рядом избавление. Но это лишь иллюзия.

Причиной навязчивых мыслей являются определенные душевные чувства, имеющие неверную направленность. Мысли — лишь проекция этих чувств на уровне ума, рассудка.

Чувства могут быть разные – страх, мнительность, самоуверенность и самонадеянность, сладострастие (зацикленность на приятном), уныние, неуместная отрешенность, гнев и т.д.

Поэтому для избавления от таких мыслей, необходимо заглянуть в своё сердце, в душевные чувства и там начать уборку, пытаясь заменить одно (вредное) чувство другим (необходимым в данный момент, в данной ситуации).

Для того, чтобы избавиться от чувств, причиняющих нам в данный момент вред, которые порождают в добавок стаю столь же вредных мыслей, необходимо перевести внимание ума на поиск и воспроизведение в душе других чувств, приносящих в данный момент пользу. Т.е. идущих в согласии с душевным нравственным ориентиром – совестью.

Когда начнется внутренняя борьба на уровне чувств, возникнет определенная душевная неудовлетворенность, скорбь. Она свидетельствует о том, что старая привычка изживается, не получая себе того, что привыкла получать. Т.е. разрывается привязанность к неверной душевной привычке, к неправильно направленным чувствам.

Мы привыкаем питать в себе самолюбие (эгоизм, самостно-гордостный дух), которое лежит корнем во всех неверно направленных душевных чувствах. И как бы срастаемся с ним. Поэтому, когда самолюбие не может найти себе удовлетворение за счет определенного чувства, возникает внутренняя скорбь, которую необходимо обязательно правильно преодолеть, претерпеть, не пытаясь вернуться в объятия самолюбия. Т.е. необходимо встать на путь воспитания в себе новой душевной привычки, воспроизводя другие чувства, направленные на удовлетворение запросов совести, а не в угоду самолюбия.

Это состояние души во время внутренней борьбы, можно сравнить с тем, когда нас пытаются разлучить с человеком, которого мы очень любим, но который при этом представляет нам опасность. Во время разлучения, нам становится невыносимо больно на душе. И хочется вернуться к такому человеку, чтобы не было так больно. Но вернувшись к нему, мы снова окажемся в опасном положении. Выход же в том, чтобы встать на путь претерпевания этой внутренней боли ради собственного благополучия.

Преодолевая достойно эту скорбь, мы свидетельствуем о том, что хотим избавиться от вредных душевных привычек, от мучающих нас чувств, которые, как упомянуто выше, рождают рой навязчивых мыслей.

Т.е. кто хочет в реальности избавиться от навязчивых мыслей, от сродных им и стоящим в их корне вредных чувств, должен смириться с тем, что ему придется пройти через скорбь, связанную с разрыванием привязанности к этим вредным чувствам, питающим дух собственного самолюбия (о разнице самолюбия и любви к себе здесь). Причем нужно поиметь решимость пройти этот путь претерпевания скорби до конца.

Это сродни ситуации, когда человек, избавляясь от гнойника в теле, терпит боль в ходе медицинского вмешательства.

Бояться этой внутренней боли не нужно. Она временна и обязательно будет угасать и сойдет на нет. Продолжительность и степень её зависит от личной решимости пройти весь путь до конца.

Самолюбие, к которому мы привязались, которое манипулирует нашими чувствами, будет как бы шантажировать нас этой внутренней скорбью, рисуя иллюзии благополучия в случае возвращения в прежние вредные чувства. А также будет навевать ощущение некоего страха, что внутренняя скорбь приведет к нашей гибели.

На самом деле, умрем не мы, а наш внутренний враг, не получив того, что он привык получать. А внутреннюю боль во время вышеупомянутой борьбы за верные душевные привычки, за необходимые душевные чувства, нужно воспринимать как должное, необходимое для выздоровления. Как верный признак, что дело идёт как надо.

По этому поводу, осознавая суть происходящего в себе, можно подогревать в себе чувство радости – что внутренний враг теряет над нами силу и скоро совсем сгинет в небытие.

Чтобы это внутреннее делание делалось с реальной пользой для души, необходимо проходить его с внутренним смирением перед Богом, стараясь призывать Его на помощь. Потому что избавиться от проявлений самолюбия, самостно-гордостного духа, рождающего орду вредных душевных привычек, мучающих человека изнутри, невозможно, основываясь только на себе самом.

В том и суть самолюбия, что оно ищет автономного благополучия, счастья вне Бога, на основании себя самого. Но наша душа никогда не сможет найти себе умиротворения, покоя, блаженства, присущие истинному счастью, вне своего Творца. Так она уж создана Им, что источником внутреннего благополучия является сам Творец. О чем свидетельствует сама жизнь человека, его душа в самих чувствах и ощущениях.

Поэтому начинать борьбу за верные чувства в борьбе с навязчивыми мыслями нужно с обращения своего внутреннего взора к Богу, в чувстве смирения перед Ним, надежде на Его милость.

Убедиться в справедливости этого может каждый человек, который начнет в своей личной жизни именно так преобразовывать собственные душевные чувства.

Стать счастливым по-настоящему невозможно, игнорируя суть природы собственной души, отвергая нравственное начало (совесть), и замысел Бога при сотворении души.