Какой психологией занимаюсь я
В наше время очень модно использовать разного рода аббревиатуры, в которых, как верят некоторые, скрыто нечто больше, чем в обычных для нас словах.
И это не обошло такую сферу, как психология.
Например, КПТ. Звучит? Что-то непонятное, но о чем-то серьезном, наверное? А если мы развернем этот буквенный ряд, получится «когнитивно-поведенческая терапия», во как! Как же по-научному это звучит! Наверное, точно профи занимаются таким. Главное, чтобы это не была КГБ-терапия, — уж больно плохие ассоциации она может вызвать.
Ну а что, если вам скажут о психологии, связанной с жизнью по совести, с внутренней борьбой со своими пороками и воспитанием вместо них добродетелей – как вам такая психология? «Ну как-то не очень по-научному звучит. Точнее, вообще не по-научному. Больше похоже на что-то религиозное и что-то философское т.п.» — скажут некоторые.
Хорошо, а если, мы заговорим о таком направлении психологии, как МРЭП. Слышали о таком?
А между тем, это одно из древнейших направлений психологии, приносящей действенные результаты. И я не шучу. Интересно, что же это за МРЭП? – Если да, то поехали.
МРЭП – морально-рассудочно-эмоциональная психология или короче — нравственная психология. Это психология (наука о душе, о процессах, происходящих в ней), основанная на верном нравственном подходе, т.е. с учетом явлений добра и зла, когда задействуется мышление, рассудок, мысли для формирования необходимых для благополучия душевных чувств, в ответ на различные жизненные обстоятельства и факторы.
МРЭП различает душу, как явление духовной, нематериальной природы, и ЦНС, головной мозг, как материальную основу проявления души, её свойств.
Душа стоит над ЦНС. Т.е. не головной мозг управляет душой человека, и уж тем более ЦНС не является душой, а душа человека проявляет себя через тело, в том числе через ЦНС, головной мозг, оставляя соответствующий «отпечаток» на них (формирование различных нейронных связей в головном мозге, изменение гормонального фона, электрической активности ЦНС и т.п.).
Но следует также иметь ввиду, что не только душа влияет на деятельность головного мозга, но и материальные (физические, химические, биологические и т.п.) факторы. Поэтому изменения деятельности ЦНС могут быть связаны как с изменением душевного состояния (нематериальной природы), так и с физическими изменениями под воздействием различных материальных факторов, либо сочетанное влияние того и другого (т.е. души и материальных факторов).
Получается, что не всегда происходит так, как привыкли мыслить некоторые — что все болезни от «нервов», т.е. от неверного душевного состояния, либо все болезни обусловлены воздействием чисто материальных факторов. В каждом случае может быть по-разному.
МРЭП главный упор в отношении душевных болезней делает на личностные расстройства, а не на, просто, нарушение процессов физического восприятия (вкус, тактильные, звуковые, зрительные ощущения и т.п.), внешней переработки информации (внимания, памяти). Нарушение всего этого может быть следствием воздействия не только душевного состояния (как природы духовной), но и различными материальными факторами (например, отравления, могут вызывать галлюцинации и другие искажения физического восприятия, либо физические травмы могут приводить к потере памяти).
Личностные же расстройства связаны с неверным нравственным состоянием души и последующими нарушениями мышления и неверным проявлением душевных чувств – впадение в гнев и злобу, обиду и зависть, патологический страх и мании, неуместная отрешенность и жестокосердие, раздвоение личности и т.п.
Основные принципы МРЭП
Причиной любой душевной болезни является неверная нравственная основа – стремление человека устроить свою жизнь без Бога, игнорируя совесть и истинную нравственность. Этой основой является самостно-гордостный дух, или, просто, самость.
Если человек стремится удовлетворять самостно-гордостный дух, то он неверно задействует свои мышление (рассудок) и душевные чувства (проявляя их неуместно, несвоевременно, без нужной меры), развивая погибельные для себя, а иногда и для окружающих, привычки – страсти, которые и вызывают в нем патологические душевные ощущения подавленности, опустошенности, крайней неудовлетворенности.
Такие расстройства мышления и чувств ведут к развитию самомнения и мнительности, самоуверенности и самонадеянности, самодовольства и самоцена, следствиями которых являются различного рода страхи (фобии), панические атаки (приступы необоснованного и неконтролируемого страха), гнев и злоба, апатия и патологическая отрешенность, мании и зацикленности. В результате этого, внешнее поведение становится болезненным и даже опасным, приводя к различного рода асоциальным поступкам, преступлениям, физическим расстройствам и болезням. И т.к. душа проявляет себе через тело, то при вот таком неверным движении души начинает страдать тело, в результате чего могут возникать физические дисфункции и болезни.
Т.е. схематично душевные патологии возникают следующим образом:
Неверная направленность воли человека, стремление удовлетворить самостно-гордостный дух – искажение мышления и возгревание погибельных душевных чувств – формирование стойких патологичеких, пагубных привычек, страстей – неправильное и опасное внешнее поведение, расстройства физического здоровья.
Поэтому решение душевных проблем лежит в изменении стремления человека, изменении направленности его воли — не удовлетворять самостно-гордостный дух, а противостоять ему через борьбу со страстями и воспитание вместо них истинных добродетелей (необходимых спасительных чувств, вошедших в привычку) с обращением к Богу за помощью.
Если не менять направленности своей воли в сторону разрывания любви к самостно-гордостному духу, то ничего, по сути, не изменится.
Т.е. недостаточно изменять мышление и душевные чувства, хотя это непременно необходимо. Нужно менять и общий вектор своей воли, общее движение души – с самостно-гордостного на смиренное и покорное перед Богом.
Если пытаться менять себя без обращения к Богу за помощью, то корень всех душевных проблем будет становиться ещё крепче, т.к. он и заключается в зацикливании на себе самом, как на достаточном для решения этого вопроса. В итоге, даже меняя чисто внешне мышление и душевные чувства, будет создаваться иллюзия благополучия – одни страсти будут уходить, а на их место будут приходить другие, чаще всего менее заметные, не подмечаемые человеком и обществом.
Например, человек может бросить курить, через подогревание в себе духа самоуверенности и самодовольства, переводя свое внимание с курения на какую-нибудь иную внешнюю деятельность, например – на помощь окружающим людям, на занятие спортом и т.п.. Либо может переключать внимание своего ума с одного пристрастия (курения) на другое (обжорство), пытаясь удовлетворять сладострастие (зацикленность на удовольствиях) другим способом. Чисто внешне будет эффект избавления от прежней дурной привычки, но по сути человек приобретает другую подобную или еще худшую – очевидную или мене приметную, и даже неподмечаемую вовсе.
Поэтому в МРЭП важно сочетание всех звеньев душевного оздоровления, чтобы меняться по существу, а не чисто внешне.
При этом в МРЭП непременно задействуется рассудок, мышление, мысли, которые следует применять как средство для воспитания главного – необходимых добродетельных душевных чувств, формируя соответствующие привычки и навыки их проявления в конкретных жизненных обстоятельствах.
Но в отличии от других ветвей современной психологии (психоанализ, гештальт терапии, КПТ и т.п.) материалистического и не только толка, рассудок и чувства должны иметь верную нравственную основу, т.е. они не должны вести к сжиганию совести и нарушению заповедей Бога. А также весь процесс внутренней терапии ведется с непременным обращением ума и сердца (душевных чувств) к Богу за помощью, таким образом, отсекая в себе проявления самостно-гордостного духа, являющегося корнем любой душевной проблемы.
Данный подход полностью научно обоснован и подтверждается непосредственной реальностью. Более того, МРЭП доступна для людей любого возраста, с любым уровнем образования, состоянием здоровья (как физического, так и душевного).
Научность МРЭП подтверждается многочисленными наблюдениями в ходе всей истории человечества, экспериментами, как над отдельными людьми, так и над целыми обществами, когда четко прослеживается причинно-следственная связь между нравственным состоянием людей и их состоянием психики, физического здоровья, внешними поступками.
Каждый человек, даже не имеющий образования и ученых степеней, может убедиться в справедливости и объективности МРЭП на своем личном опыте, без всякой опасности навредить себе или окружающим.
Именно такого рода психологией, как, наверное, уже успел заметить читатель, занимаюсь я, имея уже не один десяток лет практического опыта за плечами, являясь свидетелем не только положительных сдвигов у людей, обращающихся ко мне, но и в своей душе. Поэтому я не понаслышке знаю, что из себя представляет нравственная психология.
Для меня психология – не отвлеченная вещь, не предмет для философии и дискуссий, а важнейшая часть человеческой жизни. Поэтому мне важно подбирать то, что помогает в реальности менять к лучшему души людей, включая собственную.
Если то, что преподносится как психология, никак не меняет в нравственном отношении человека в лучшую сторону, а дает лишь чисто внешний результат, то это соль несоленая, которая создает лишь иллюзию благополучия, отнимая драгоценные время, силы и жизнь. И не имеет уже значения название такой психологии и звания тех, кто пытается её практиковать.