Мой блог

КПТ — что за зверь?

На сегодняшний день очень распространено одно из направлений психологии – КПТ, или когнитивно-поведенческая терапия.

Для начала попробуем избавиться от лишних неудобоваримых терминов, которые зачастую употребляют для создания ложного впечатления значимости, научности, весомости той или иной теории и учения.

Когнитивный – связанный с мышлением, умом, интеллектом и т.п. Иначе можно сказать умственный или рассудочный.

Есть еще один термин, который использует КПТ – «когниция» (от лат. cognitio «узнаю») – процесс познания чего-либо, или, просто, познание.

Т.е. КПТ – умственно-поведенческая или рассудочно-поведенческая терапия. Т.е. терапия (или лечение) с использованием рассудка, ума и определенного внешнего поведения.

КПТ является апгрейдом бихевиоризма (от англ. behaviour — поведение) – т.е. учением, в котором внешнее поведение зависит исключительно от жизненных обстоятельств, на которые человек реагирует рефлекторно, автоматически – дал кому-то по морде, а в ответ в твою физиономию летит кулак или что-то еще потяжелее.

КПТ отличается от бихевиоризма тем, что между внешними обстоятельствами и реакцией человека существует процесс восприятия, который определяется убеждениями человека. Т.е. душевные проблемы у человека возникают в силу неправильного восприятия происходящего, что является следствием неправильных мышления и убеждений. И это открытие «Америки» (т.е. очевидного и до того явления), КПТ последователи считают революционным и новаторским.

При этом нужно учитывать то, что обе теории основаны исключительно на материалистическом взгляде на душу и процессы, протекающие в ней, т.е. с позиции деятельности головного мозга, ЦНС (центральной нервной системы). Убеждения формируют определенные нейронные связи в головном мозге, которые в последствии предопределяют внешнее поведение человека.

КПТ последователи полагают, что в отличие от других направлений психологии, их подход к душе является научным, т.к. основан на ряде исследований и экспериментов, в которых фиксировалась деятельность ЦНС (уровень гормонов, электрическая активность и т.п.).

На самом деле, изменения в головном мозге сами по себе еще ни о чем не говорят. В реальности КПТ основывается на своей интерпретации этих изменений, которые можно применить в качестве научного фундамента для любой другой психологической школы и не только.

В целом, КПТ рассматривает человека в качестве пусть и высокоразвитого, но всё-таки животного, у которого всё определяется материей – деятельностью ЦНС. И подход к делу чисто механический: меняем мышление, меняется нейронная связь в головном мозге, исходя из чего меняется внешнее поведение. Т.е. в принципе, недалеко ушли от собаки Павлова (т.е. от бихевиоризма).

Категории добра и зла в нравственном значении, как практически необходимое и значимое в решении душевных проблем, последователи КПТ не рассматривают. Нравственность сводится, как и во всех материалистических направлениях психологии, к набору определенных убеждений, традиций, устоев, обусловленных влиянием общества. Т.е. по большому счету – абсолютных добра и зла не существует, они определяются самими людьми, обществом. И в итоге каждый сам для себя может решить, что есть добро и зло.

Исходя из чего, КПТ не ищет нравственно приемлемых методов изменения души (психики), а основывается на сиюминутной выгоде, в т.ч. иллюзорного характера.

КПТ последователи предпочитают использовать майевтику (Сократов диалог) – наводящие вопросы, а не прямые советы или указания, веря, что именно такой диалог способствует изменению мышления человека. Но при этом КПТ-шники забывают о том, что в силу различных обстоятельств (включая физическое состояние здоровья, уровень интеллекта, эмоциональный настрой и т.п.) далеко не всякий способен правильно ответить на наводящие вопросы. Кроме того, не всякий психолог способен правильно подобрать наводящие вопросы, ответы на которые привели бы к верному выводу. А также, что в некоторых случаях, особенно в начале терапии, необходимы прямое раскрытие понятий, расстановка точек над и, называние вещей своими именами.

Центральное место занимает лозунг КПТ о том, что этот подход призван научить каждого, причем в короткое время, быть психологом для самого себя. Но как показывает практика, даже сами практикующие КПТ психологи зачастую обращаются к психологам, причем из других направлений (психоаналитикам или гештальтистам), о чем они сами заявляют открыто, в связи с чем у них не возникает когнитивный диссонанс.

Итак, главной проблемой КПТ считается неправильные мысли человека, которые рождают неверные чувства, эмоции и поведение. При этом не учитываются те случаи, когда человек в силу определенных обстоятельств не задействует мышление, рассудок, т.е. когда поступает, не думая ни о чем, спонтанно, в т.ч. в полном противоречии тому, что он же привык делать. Это же касается и детей, которые еще не вошли в сознательный возраст, т.е. попросту – не научились мыслить в полной мере. КПТ-шники откровенно начинают придумывать мысли своих клиентов, которых у них не было и не могло быть, не понимая при этом, что не одни мысли определяют поведение человека.

Поэтому главное, что должен делать человек по мнению КПТ – менять свое мышление, свои мысли, разбирая другие варианты собственных взглядов, мыслей и поведения, как бы наперед прогнозируя исход событий. При этом забывая о том, что далеко не всё можно спрогнозировать и представить. А самое главное – что неожиданные случаи не позволяют человеку сходу начинать правильно рассуждать, если нет верной основы в чувствах и, главное – если нет верного вектора направленности воли. Эти два последних момента (душевные чувства и свобода воли, нравственная направленность её) КПТ практически не учитывает, полагая, что чувства являются уже вторичным результатом деятельности мышления, а нравственная суть вектора движения воли, как говорилось выше, сводится к практически выгодному без учета самой нравственности.

На самом деле, при любых обстоятельствах благополучие или неблагополучие души определяется прежде всего нравственной направленностью воли человека, иначе говоря – направленностью его духа. К чему в итоге человек стремится и в угоду чего человек задействует свои чувства и ум.

Если человек задействует чувства и ум, стремясь удовлетворить запросы совести (как внутреннего нравственного ориентира) и исполнить заповеди Бога, то он начинает усваивать верные понятия на уровне ума и воспитывать добродетельные чувства в своем сердце, что и приводит его душу в гармоничное состояние, которое привлекает благодать Бога, являющуюся источником умиротворения души каждого из нас. Следствием чего и являются естественные и добродетельные внешние поступки.

Если же человек задействует ум и чувства в противность запросам совести и не в согласии с заповедями Бога, т.е. в угоду самостно-гордостному духу, то формируется дисгармоничный настрой души, приносящий муки и страдания, искажая взгляд на реальность, приводящий к ложным взглядам по существенным вопросам и подмене понятий о добре и зле, и, как следствие — к бессовестным или бестолковым внешним поступкам.

Т.е. человек испытывает неудовлетворенность на душе, имеет душевные проблемы в виде различных патологических фобий, панических атак, маний, зацикленностей и т.д., а также неверное мышление и подобное ему поведение в силу неверной общей направленности своей души, неправильной направленности воли, духа. Если менять этот вектор, стремясь удовлетворить совесть и исполнить заповеди Бога, будет меняться и мышление, и чувства, и поведение к по-настоящему лучшему – к нравственно лучшему.

Мышление, рассудок, мысли – это лишь инструмент, который можно использовать по-разному в зависимости от общего вектора движения души, воли. Нужно не просто менять мышление, а менять его в сторону нравственно лучшего, для чего нужно взять верный ориентир к истинной нравственности, чем и являются не практическая выгода, а совесть и заповеди Бога, Который и является источником истинной нравственности.

Кроме того, меняя мышление, нужно одновременно и главным образом менять настрой в чувствах собственной души, т.е. отсекать те чувства, что идут против совести, противостоять неверным привычкам, страстям, воспитывая вместо них добродетельные чувства, обращаясь при этом к Богу за помощью. Потому что основой душевных проблем является привязанность к самостно-гордостому духу, т.е. когда человек пытается устроить свою жизнь, включая душевное состояние, без Бога, сам. Но т.к. человек создан в этом плане не самодостаточным, то все попытки опереться на себя самого и стать счастливым, и приобрести на этом основании подлинное внутреннее умиротворение и блаженство, обречены на крах.

Именно отсутствие учета значения самостно-гордостного духа в человеке, истинной нравственности, разграничений между добром и злом, а также механический и материалистический подход к душе человека, является главной проблемой современной психологии.

Люди создают теории, не выдерживающие никакой элементарной критики, с псевдонаучными доказательствами правильности этих теорий, разрушающиеся в дребезг о реальное положение дел – взращивая в своих последователях погибельные для души страсти, создающие лишь иллюзии благополучия на незначительный период времени, а затем и вовсе лопающиеся мгновенно, еще больше опустошающие души, усугубляя и умножая внутренние проблемы.

Т.е. самое лучшее доказательство несостоятельности подобных методик – реальное ухудшение общества и конкретных людей. Это, на самом деле, является фактом, а факты должны стоять в основе любой настоящей науки. Исходя из чего, можно твердо говорить о том, что подобные теории совершенно ненаучны, и лишь прикрываются ложным интерпретированием научных данных.

Научно по-настоящему то, что реально, а не иллюзорно, что подтверждается действительностью по сути.

Вся история человечества реально подтверждает один факт – если человек живет безнравственно, сжигая совесть, культивируя в себе пороки, то он при любых мыслях о себе и о мире, становится неблагополучным, несчастным, опустошенным и душевно больным. Общество, состоящее из таких людей, обречено на вымирание и самоуничтожение. И здесь не имеет значения, как будут себя позиционировать ложные теории и учения, как научные или супернаучные.

Если ты изменил мышление, но не изменил сердце, настрой собственной души, то ты не изменил ничего.