Методички

Лень

Лень проявляется нежеланием делать что-то необходимое на данный момент времени, и это нежелание перешло в привычку. За этим стоит чувство ложного покоя, в котором присутствует приятное ощущение в теле, на котором человек зациклен.

Следует отличать лень от реальной невозможности делать необходимое по причине болезненного состояния тела.

Для того, чтобы избавиться от лени необходимо в момент искушения, когда борет эта страсть, понуждать себя выполнять необходимое дело. Для чего нужно начинать отрывать внимание ума от приятного ощущения в связи с телесным покоем и, призывая Бога на помощь, возгревать, воспроизводить в себе следующие чувства:

1) Осознание того, что эти греховные чувства приносят вред и мучения душе, и чувство необходимости избавления от них — «Что же я делаю – сам себя отдаю погибели»;

2) Чувство решимости не отдаваться лени, чувство раздражения — дающее энергию и силу для понуждения себя к исполнению необходимого дела – «Всё, хватит лежать. Встану, пойду»; побуждая себя совершать необходимые действия (начать двигаться, встать и делать необходимое);

3) Чувство воодушевления на необходимое дело: «с Божьей помощью начну делать то, что нужно»;

4) Чувство ненависти к лени: «не хочу больше жить в таких чувствах, ненавижу этот грех!»;

5) Чувство сокрушения о лени (сожаления с признанием собственной вины и ощущением собственного недостоинства): «Господи, прости меня грешного и недостойного! Согрешил пред Тобою. Нет во мне ничего доброго!».

Примечание: если есть подавленное душевное состояние, уныние, депрессия, то чувство сокрушения возгревать не нужно (т.е. пропускаем этот пункт);

6) Обращение к Богу с просьбой о помощи в чувстве упования, надежды на одну милость Бога: «Помоги, Господи! Сам не смогу! На тебя одно упование! Дай мне сил! Укрепи!»;

7) Чувство воодушевления на дальнейшую борьбу со страстью: «Всё, буду бороться, чего бы это мне не стоило. Буду сопротивляться страсти».

***

Всё вышеизложенное можно выразить молитвенным воззванием: «Встань, пробудись душа моя от греховного сна! Не хочу больше служить греху. Ненавижу его. Встану, пойду, устремлюсь к Свету и спасению! Помоги мне, Господи! Укрепи, дай мне сил, ибо слаб я и немощен, и имею только одно упование на Тебя!».

Примечания:

  • Словесные обращения, приведенные в кавычках, являются лишь примером мыслей, которые можно приводить себе на ум, ища при этом конкретные спасительные для души чувства. Мысли, слова могут быть и другими; главное, чтобы они помогали возгревать необходимые чувства. Эти чувства, с обращением к Богу за помощью, и являются главной целью борьбы со страстью.
  • Необходимые спасительные чувства в моменты борьбы за них могут сразу не проявляться в душе. Этим не нужно смущаться, а необходимо смириться с тем, что нужно определенное время, чтобы научиться воспроизводить в себе конкретные чувства, призывая при этом Бога на помощь.
  • Для тех, кто пока не умеет воспроизводить эти спасительные чувства, можно пользоваться таким приемом: вспоминать те случаи, в которых эти чувства проявлялись. И когда при воспоминании возникнет необходимое чувство, переводить внимание ума с воспоминаемого случая, на тот, который происходит в данный момент времени, и уже в отношении него подогревать возникшее чувство. Но главное – нужно просить Бога о помощи, приходя к ощущению собственного бессилия самому возгреть спасительные чувства, и к ощущению надежды только на Бога, на Его милость, с решимостью продолжать борьбу.