Мой блог

Личные границы

Начался обычный день. Настроение с утра не задалось из-за ужасной погоды. На работу еле успел. И тут началось … Каждый норовит ткнуть тебя носом в то, что ты якобы обязан делать. Некоторые пытаются совать уже свой любопытный нос в мою жизнь, просто никак не связанную с работой. Целый день в какой-то суете, с бесконечными требованиями со стороны окружающих, включая родных, возвращаясь домой к которым, ты хотел бы ну хоть как-нибудь расслабиться. Когда же это всё закончится? …

Думаю, что ситуация не уникальная и знакома многим. Отвечая на последний вопрос, люди нередко пытаются уйти от неудовлетворенности в связи с происходящим вокруг путем выстраивания так называемых личных границ! Да, да, именно они, говорят, очень помогают ставить людей на место, а когда люди на своем месте, то и на душе легко. Было бы неплохо испытать это чудодейственное средство на своем опыте. И ведь люди испытывают. Испытывают и строят эти границы, строят и испытывают.

Но ведь, видите какая штука получается – вроде бы все границы построил, озвучив окружающим, а они, будто глухие и беспамятные, всё равно лезут через эти границы… А у некоторых даже прыть особая появляется еще больше мне докучать, когда узнают о моих границах. Как же быть? Неужели невозможно уйти от этих проблем, которые приносят в мою душу тяжесть и страдания? Может я неправильно границы выстраиваю, и вообще — те ли границы я строю?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно для начала разобраться – почему возникает тяжесть на душе, каковые её причины? – «Ну, что тут спрашивать», — скажут многие, — «это и ежу понятно – от того, что окружающие люди бестактны, ведут себя по-хамски, пытаясь влезать туда, куда их не просят. Вот, если бы они перестали бы это делать, то и мне было бы легко».

Так ведь штука в том, что часто ли в жизни бывает так, чтобы окружающие вели себя так, как хотелось бы мне? – Далеко не всегда. Получается, уповать на окружающих, на изменение их поведения, бессмысленно.

«Ну так, и нужно выстроить личные границы, чтобы людей отгородить от себя, дав им понять, что сюды не лезь – убью» — опять услышишь в ответ. И что – разве это воздействие на окружающих всегда и везде обяжет их соблюдать то, что я считаю нужным? По сути это всё то же самое, что и написанное выше – попытки избавиться от проблем, путем изменения внешнего поведения окружающих людей. Нет, нужно средство понадежнее, которое бы действовало всегда, везде эффективно, принося мне то, что я в итоге-то и ищу. А что я ищу? Правильно – покой и умиротворение, чтобы на душе было хорошо.

А чтобы было на душе хорошо, нужно заглянуть в неё, вникнуть, что вообще в ней происходит, выяснив истинную причину беспокойства. И, если глядеть на себя открытыми глазами, честно, без прикрас и иллюзий, то выяснится, что единственной причиной беспокойства является неправильная реакция в чувствах собственной души на происходящее. Как только что-то происходит в окружающем меня мире из ряда вон выходящее, так тут же на душе всплывают чувства, приносящие мне беспокойство – раздражение, гнев, обида, печаль, уныние и т.д. и т.п. Вот было бы хорошо, чтобы вместо этих чувств в такие моменты поднимались такие, которые не выводили меня из равновесия, не ввергали меня в подавленное или раздраженное состояние, от которого, согласитесь, ну совсем некомфортно.

Причиной такой вот реакции в чувствах является выработанная привычка идти на поводу самостно-гордостного духа, который и выдает такие вот реакции в чувствах, когда кто-то или что-то встает на пути его удовлетворения. И так как я стремлюсь удовлетворять этот дух в себе, привязавшись к нему всем своим сердцем, то все удары по нему отзываются во мне чувством неудовлетворенности.

Но вот, если бы я не стал бы идти на поводу задетого самолюбия, неудовлетворенного самостно-гордостного духа, не имел бы к нему привязанности и любви, то никакие передряги, задевающие этот дух, меня бы никак не беспокоили. Т.е. выход из сложившейся ситуации прост – нужно встать на путь разрывания своей привязанности к самостно-гордостному духу.

Для этого, конечно, придется встретиться лицом к лицу с той внутренней болью, которую испытывает моя гордыня в моменты, когда ей не угождают. И не только встретиться с этой скорбью, но и начать её проходить, претерпевая конвульсии собственной гордыни, которая привыкла в моем лице находить себе удовлетворение через подогревание вышеупомянутых чувств – раздражения, гнева, ненависти, уныния, ропота и т.д.

Ну и для того, чтобы успешно разорвать привязанность и любовь к самостно-гордостному духу, не отдаваясь предлагаемым им погибельным для моей души чувствам, необходимо начинать в противность этому возгревать другие — добродетельные чувства, обращаясь при этом к Богу за помощью. Т.е. нужно бить самость, гордыню противоположным – смирением перед Богом. Ведь суть этой заразы и заключается в том, что человек сидит на ощущении, что он сам без Бога устроит свою жизнь, что он и без того самодостаточен и имеет в себе способности стать счастливым без Бога. Короче говоря, человек сам является богом.

И вот эта мечта о себе, которую человек в себе питает, есть иллюзия, которой не суждено сбыться, ибо мы созданы Богом иначе – несамодостаточными, нуждающимися в Боге, т.к. Он, Его благодать является источником душевного блаженства каждого.  Иллюзия самодостаточности сподвгиает человека увечить свою душу своими же руками, направляя свои чувства против своей же души, в противность её природе, в противность совести, которая в ответ начинает укорять человека, увеличивая и без того постигшие душу страдания.

Для своего же благополучия нужно отказаться от стремления идти во след этой иллюзии, и начать трезво смотреть на себя, смиряясь с сутью своей природы, пытаясь задействовать свои чувства в согласии с ней, с совестью, с заповедями Бога.

Нужно очертить внутренние границы, через которые ради своего же истинного благополучия нельзя переходить. Эти границы должны пролегать в пределах нравственно допустимого, в пределах совести, в пределах заповедей Бога, в которых отражена Его воля, которая как раз на то, чтобы мы были поистине счастливы и благополучны, т.к. Бог есть источник истинного добра.

Если человек в ответ на происходящее начинает отсекать в себе то, что питает его самостно-гордостный дух, т.е. страсти (греховные навыки), а вместо них начинает напрягаться на воспроизведение добродетельных чувств, идущих в согласии с совестью и заповедями Бога, обращаясь при этом к Нему за помощью, то в конечном итоге будет уходить возникшая внутренняя скорбь. Потому что привязанность к источнику её – к самостно-гордостному духу – будет уменьшаться, и со временем полностью исчезнет. А вместо страстных, греховных, мучающих душу чувств, будут водворяться добродетельные, примиряющие душу с её природой, с совестью и с Богом. Более того, Бог, видя вот такую направленность души человека, идет навстречу к нему, подавая ему Свою благодать, которая окончательно связывает в его душе действие самостно-гордостного духа и страсти.

Т.е. понадобится только первоначально претерпевать возникшую скорбь от задетого самолюбия, чтобы полностью от неё же и освободиться. И для этого вовсе необязательно выстраивать сами по себе внешние границы для окружающих, которым в некоторых случаях наплевать на наши границы.

Более того, если смотреть в суть этих внешних границ, то они, по большому счету, служат средством, оберегающим наше самолюбие от того, что его не удовлетворяет. Т.е. мы, не сознавая того, в некоторых ситуациях встаем на путь защиты собственного внутреннего врага, помогая ему удовлетворяться, разрастаться и крепнуть. И в итоге, раскармливаем его до такой степени, что прежние трудности воспринимаются, как гораздо худшие, чем до того, и может настать такой момент, что даже намек на эти трудности будет вызывать в нас невыносимые страдания.

Получается, важно понимать, что в итоге ты пытаешься защищать в себе, выстраивая те или иные границы.

Поэтому благоразумно время и силы тратить не на строительство «Китайской стены» личных границ для окружающих, а на направить всё на возвращение своей души в границы истинной нравственности, встав на путь воспитания в своей душе истинных добродетелей, призывая при этом Бога на помощь.

Вот тогда будут иметь смысл внешние границы, которые благоразумно использовать не как средство для достижения внутреннего мира, который они не дают, а как средство для положительного воздействия на окружающих людей, призывая их к благоразумию, праведной жизни, либо при необходимости отсекая их попытки принести реальный вред нам или другим людям. Но в итоге, нужно понимать, что люди сами решают для себя – следовать нашим советам, указаниям, границам или нет. Поэтому немаловажным является приобретение умения принимать окончательный итог и выбор человека со смирением перед Богом.

Цель – не людей по местам расставить, что практически невозможно сделать, особенно самим по себе озвучиванием своих личных границ (в т.ч. границ собственного самолюбия).

Цель – правильно, спасительно и благотворно для своей души преодолевать любые жизненные трудности, отсекая в себе то, что вредит, и насаждая то, что необходимо для истинного душевного благополучия. Т.е. необходимо воспитывать в себе истинные добродетели, которые и привлекают в душу источник её блаженства – благодать Бога, и как следствие помогают приобретать долгожданный мир и покой, который не поколеблется ни при каких обстоятельствах.

С окружающими же людьми нужно учиться вести себя, с одной стороны, доброжелательно (в чувствах собственной души), но при этом имея твердость в необходимом, — не соглашаясь на то, что идет против совести, призывая их к нравственно лучшему. При этом призывы могут сопровождаться как внешней лаской и добротой, так и необходимой строгостью, не переходящей границы нравственно допустимого.