Малодушие, животный страх, трусость
Чувство страха естественно человеку. Оно помогает человеку в момент опасности избежать гибели или вреда.
Когда чувство страха проявляется неуместно, несвоевременно и/или без меры, то оно приносит вред душе человека и является греховным.
Несвоевременным, неуместным страхом будет проявление страха, когда нет реальной опасности или даже самого намека на неё. Т.е. возникает беспричинный страх.
Но бывает так, что чувство страха обосновано реальным положением дел, когда кто-то или что-то представляет опасность для жизни, здоровья. Но при этом страх полностью овладевает нами, парализуя нашу душу и тело. Т.е. когда чувство естественного страха не имеет необходимой меры. И там, где нужно явить решимость и бесстрашие, мы являем малодушие, боязливость, трусость, или входим в ступор.
Для того, чтобы избавиться от страстного (греховного, приносящего вред душе) чувства страха, необходимо в момент искушения (жизненной трудности), когда проявляется эта страсть, начинать отрывать внимание ума от неё и, призывая Бога на помощь, воспитывать (искать, возгревать, воспроизводить) в себе следующие необходимые чувства:
1) Чувство смирения с тем, что есть («Ничего не поделаешь. Что случилось, то случилось»);
2) Чувство преданности Богу: «предаю участь свою в Твои руки! Верю всем сердцем в человеколюбие и милость Твою! Знаю, что не попустишь выше сил моих. Да будет на всё святая воля Твоя!»;
3) Чувство благодарности Богу за скорбь и чувство радости о ней: «Благодарю Тебя, Господи, за посланную скорбь! Всё правильно, всё верно! Достойное за грехи мои принимаю! Вот и хорошо, что не по-моему, вот и слава Богу!»;
4) Чувство собственной немощи (неспособности самому справиться со страхом) и чувство упования, надежды на одну милость Бога: «Помоги, Господи! Сам не смогу! На тебя одно упование! Дай мне сил! Укрепи!»;
5) Чувство сокрушения о малодушии, животном страхе, трусости (сожаления с признанием собственной вины и ощущением собственного недостоинства), о своей неспособности достойно понести жизненные трудности, с просьбой к Богу о прощении: «Господи, прости меня грешного и недостойного! Нет во мне мужества, отваги, смелости! Нет во мне ничего доброго!»
Примечание: если есть чувство уныния, депрессия, то это чувство сокрушения возгревать не нужно (т.е. пропускаем этот пункт);
6) Чувство решимости не отдаваться страху, противостоять ему, чувство мужества, бесстрашия, отваги, прося у Бога помощи;
7) Чувство решимости преодолевать трудность и претерпевать внутреннюю скорбь, возникающую по причине сопротивления страсти (когда не идешь на поводу малодушия, трусости, не отдаешься им, возникает чувство неудовлетворенности, чувство скорби, свидетельствующее о нашей привязанности к этому чувству, которую нужно разорвать для своего же благополучия): «Встану, пойду! Буду делать, что должен. Умру, но не согрешу!»
***
Всё вышеизложенное можно выразить молитвенным воззванием: «Слава Богу за всё! Благодарю Тебя, Господи! Как есть, так и есть. Достойное за грехи мои принимаю. Всё правильно, всё верно. Благодарю Тебя, Господи, за посланную мне скорбь! Слава Тебе! Укрепи меня, Господи, на этом пути, потому как слаб я и немощен, и имею только одно упование на Тебя! Предаю участь свою в Твои руки! Верю всем сердцем в человеколюбие и милость Твою! Знаю, что не попустишь выше сил моих. Но да будет на всё святая воля Твоя!».
Примечания:
- нужно стараться не спешить с выводами, задавая себе вопрос о том, что всё ли известно, чтобы судить об этом именно так (т.е. есть ли реальная опасность и т.п.);
- словесные обращения, приведенные в кавычках, являются лишь примером мыслей, которые можно приводить себе на ум, ища при этом конкретные спасительные для души чувства. Мысли, слова могут быть и другими; главное, чтобы они помогали возгревать необходимые чувства. Эти чувства и являются главной целью борьбы со страстью.
- Необходимые спасительные чувства в момент борьбы за них могут сразу не проявляться в душе. Этим не нужно смущаться, а необходимо смириться с тем, что нужно определенное время, чтобы научиться воспроизводить в себе конкретные чувства, призывая при этом Бога на помощь.
- Для тех, кто не пока не умеет воспроизводить эти спасительные чувства, можно пользоваться таким приемом: вспоминать те случаи, в которых эти чувства проявлялись. И когда при воспоминании возникнет необходимое чувство, переводить внимание ума с воспоминаемого случая, на тот, который происходит в данный момент времени, и уже в отношении него подогревать возникшее чувство. Но главное – нужно просить Бога о помощи, приходя к ощущению собственного бессилия самому возгреть спасительные чувства, и к ощущению надежды только на Бога, на Его милость, с решимостью дальше бороться.