Мой блог

Мысли, чувства и свобода воли человека

Конкретная реакция на происходящее определяется не возникающими мыслями (как думают некоторые), а душевными чувствами и выбором человека — идти на поводу этих чувств или заменить их на другие.

Мысли могут при этом отсутствовать (яркий пример — дети в раннем возрасте) или быть следствием реакции в чувствах.

Поэтому цель не мысли сами по себе контролировать и менять, а изменять реакцию на уровне чувств.

Например, если человек испытывает страх в ответ на кажущуюся опасность, которой нет в реальности, то главная проблема не в самих по себе неверных представлениях на уровне ума (это лишь искажение представления реальности, а не восприятия её), а в неумении правильно реагировать на уровне чувств на то, что видишь и то, что показалось и примерещилось.

В итоге, нужно учиться обуздывать чувство страха, подогревая в своей душе чувство смирения с тем, что есть какой-то представляемый для нас опасный фактор, что он есть и всё, а затем, обратив свой взор к Богу в чувстве надежды на Его помощь, начать возгревать чувство решимости мужественно преодолевать трудность, приводя соответствующие мысли (как средство, помогающее в воспроизведении конкретных чувств).

Т.е. не мысли определяют наличие чувств, а выбор человека — отдаваться нахлынувшим чувствам (которые чаще всего вылезают автоматически и их суть зависит от личного нравственного воспитания), либо им противостоять и искать вместо них другие.

Мысли выступают средством, помогающим настроиться на чувства. Но сами по себе мысли ещё не определяют характер чувств. Мысли могут быть одни и те же, а чувства при этом разные. Либо разным мыслям могут сопутствовать одинаковые чувства.

Порочный круг, возникающий в ответ на раздражитель, — когда из души поднимаются определенные чувства, в ответ на которые могут возникать соответствующие мысли, которые в свою очередь ещё больше разогревают эти чувства — связан не с самими по себе мыслями или чувствами, а с личным выбором человека, с направленностью его свободной воли.

Т.е. если человек реагирует неправильными, погибельными для его души чувствами, страстями на происходящее, и у него возникают мысли сродные этим чувствам, и эти мысли усиливают эти страсти, то это происходит потому, что человек не хочет разрывать привязанность к духу собственного самолюбия, любовь к самостно-гордостному духу. Т.е. он в душе стремится удовлетворить этот дух, задействуя страсти и сродные им мысли.

Если же человек будет стремиться порвать с самостно-гордостным духом, стремясь удовлетворить совесть (внутренний нравственный ориентир), то он начнет противостоять страстям, приводя совершенно иные мысли, противоречащие, а не сродные страстям, — мысли, которые помогали бы воспроизводить добродетельные чувства.

Для этого и нужно в моменты трудностей и искушений учиться, употребляя усилие воли, не отдаваться страстям, отрывать внимание ума от мыслей, разжигающие ещё больше эти страсти, и, обращаясь к Богу за помощью (отрываясь от зацикленности на себе, на своей мнимой самодостаточности), напрягаться на возгревании добродетельных чувств, приводя сродные этим добродетелям чувства. Итак, в основе неверной реакции человека лежит неверная направленность его воли, которая и формирует и дальше усиливает наличие и проявление погибельных для души чувств, страстей, которые и приносят мучения душе, т.к. такие чувства проявляются неуместно, несвоевременно, без нужной меры, против совести, против самой природы души, какой её создал Бог.

Поэтому нужно прорабатывать свою нравственную направленность души, рассматривая, какие из чувств идут в согласии с совестью и естественны в данный момент, а какие направлены против совести и не естественны.

Рассудок же, рождающий мысли, должен использоваться как средство, помогающее отсекать страсти и воспитывать добродетели (верные чувства).

Если же работать с самими по себе мыслями, не вникая в суть чувств, в суть движения своей воли, в то, к чему призывает совесть, т.е. не рассматривать явления добра и зла в правильном ракурсе, то будет создаваться иллюзия благополучия, которая характеризуется заменой одних страстей (животного страха например) другими (например самоуверенностью и самонадеянностью). Т.е. смена шила на мыло, чем душа в конечном итоге никогда не удовлетворится.

Именно поэтому не действуют методы (психоанализ, гештальт терапия, КПТ) той ветви современной психологии, которая основывается на материалистическом взгляде на душу, которую она сводит к деятельности головного мозга, ЦНС, делая псевдонаучные выводы и доказательства, в сущности говорящие лишь о последствиях на материальном уровне деятельности души.

Т.е. не мозг определяет реакцию человека наличием нейронных связей, а сам человек, его душа (нематериальной природы) в итоге влияет на мозг.

Менять нужно не мозг, не одни лишь мысли, а своё сердце — нравственную суть в чувствах собственной души.

При этом в итоге — нужно культивировать не дух самости и гордыни, из которого и возникают все эти мучающие душу дурные и погибельные мысли и страсти, а нужно созидать противоположный по сути настрой души — смиренный перед Богом, ненавидящий зло, решительно отсекающий его в себе, умеющий простереть сострадание и милосердие к ближним, имея решимость и мужество правильно преодолевать любые искушения и трудности, стремясь удовлетворить совесть и исполнить заповеди Бога.