Методички

Навязчивые мысли и образы

Причиной навязчивых мыслей, образов (картинок, музыки и т.п.) являются сродные им страстные чувства, питающие самостно-гордостный дух и сладострастие (телесное или душевное) – животный страх, самодовольство, гордость и проч.

Когда в душе проявляются навязчивые мысли, необходимо отрывать внимание ума от них, и, призывая Бога на помощь, возгревать, воспроизводить в себе следующие чувства:

 I. Если на душе превалируют чувства тревоги и страха: 

1) Чувство смирения с тем, что есть: «Как есть, так есть. Слава Богу за всё!» 

2) Чувство упования и надежды на Бога, на Его милость, то, что Он не оставит, поможет: «Помоги, Господи! Надеюсь на Твою милость. Знаю, что Ты меня не оставишь, хотя я и грешник, ибо Ты, Господи, милостивый и человеколюбивый!»; 

3) Чувство преданности Богу, с просьбой о помощи: «Праведен Твой Суд, Господи, и нет неправды в нём. Предаю участь свою в Твои руки! Верю всем сердцем в человеколюбие и милость Твою! Знаю, что не попустишь выше сил моих. Да будет на всё святая воля Твоя!»; 

4) Чувство благодарности Богу за скорбь и чувство радости о ней – т.к. эта скорбь свидетельство того, что греховная привычка не находит себе пищи, что разрывается к ней привязанность с моей стороны, следовательно душе будет только хорошо: «Вот и хорошо, что есть скорбь. Благодарю тебя, Господи, за посланную скорбь!»; 

5) Чувство сокрушения о сладострастии (сожаления с признанием собственной вины и ощущением собственного недостоинства): «Господи, прости меня грешного и недостойного! Согрешил пред Тобою. Нет во мне ничего доброго!». 

Примечание: если есть подавленное душевное состояние, уныние, депрессия, то это чувство сокрушения возгревать не нужно (т.е. пропускаем этот пункт); 

6) Обращение к Богу за помощью в чувстве упования, надежды на одну Его милость: «Помоги, Господи! Сам не смогу! На тебя одно упование! Дай мне сил! Укрепи!». 

***

Всё вышеизложенное можно выразить молитвенным воззванием: «Слава Богу за всё! Благодарю Тебя, Господи! Как есть, так и есть. Достойное за грехи мои принимаю. Всё правильно, всё верно. Благодарю Тебя, Господи, за посланную мне скорбь! Слава Тебе! Укрепи меня, Господи, на этом пути, потому как я слаб и немощен, и имею только одно упование на Тебя! Предаю участь свою в Твои руки! Верю всем сердцем в человеколюбие и милость Твою! Знаю, что не попустишь выше сил моих. Но да будет на всё святая воля Твоя!».

 

  II. Если на душе превалируют чувства приятности, самодовольства:

1) Чувство сокрушения о сладострастии (сожаления с признанием собственной вины и ощущением собственного недостоинства): «Господи, прости меня грешного и недостойного! Согрешил пред Тобою. Нет во мне ничего доброго!»; 

2) Чувство ненависти к сладострастию: «не хочу больше жить в таких чувствах, ненавижу этот грех!»; 

3) Чувство страха Божьего наказания, адских мук, страх перед скорбью от действия страсти, которая со временем (при отсутствии внутренней борьбы) будет только усиливаться; 

4) Чувство решимости не отдаваться сладострастию, и сила ревности на сопротивление ему (эти чувства дают энергию душе) – «Всё, хватит грешить. Встану, пойду»; 

5) Просьба к Богу о помощи в чувстве собственной немощи (неспособности самому справиться со страстью) и в чувстве упования, надежды на одну милость Бога: «Помоги, Господи! Сам не смогу! На тебя одно упование! Дай мне сил! Укрепи!» 

6) Чувство воодушевления на дальнейшую борьбу со страстью: «Всё, буду бороться, чего бы это мне не стоило. Буду сопротивляться страсти»; 

***

Всё вышеизложенное можно выразить молитвенным воззванием: «Господи, прости меня грешного и недостойного! Встань, пробудись душа моя от греховного сна! Не хочу больше служить греху. Ненавижу его. Встану, пойду, устремлюсь к Свету и спасению! Помоги мне, Господи! Укрепи, дай мне сил, ибо я слаб и немощен, и имею только одно упование на Тебя!». 

Примечания:

  • Словесные обращения, приведенные в кавычках, являются лишь примером мыслей, которые можно приводить себе на ум, ища при этом конкретные спасительные для души чувства. Мысли, слова могут быть и другими; главное, чтобы они помогали возгревать необходимые чувства. Эти чувства и являются главной целью борьбы со страстью. 
  • Необходимые спасительные чувства в момент борьбы за них могут сразу не проявляться в душе. Этим не нужно смущаться, а необходимо смириться с тем, что нужно определенное время, чтобы научиться воспроизводить в себе конкретные чувства, призывая при этом Бога на помощь. 
  • Для тех, кто пока не умеет воспроизводить эти спасительные чувства, можно пользоваться таким приемом: вспоминать те случаи, в которых эти чувства проявлялись. И когда при воспоминании возникнет необходимое чувство, переводить внимание ума с воспоминаемого случая, на тот, который происходит в данный момент времени, и уже в отношении него подогревать возникшее чувство. Но главное – нужно просить Бога о помощи, приходя к ощущению собственного бессилия самому возгреть спасительные чувства, и к ощущению надежды только на Бога, на Его милость, с решимостью продолжить борьбу.