Негатив и позитив
Нет большего врага для человека, чем его собственное неверное стремление души.
«Больше позитива, меньше негатива!» — это, очевидно, один из самых популярных лозунгов нашего времени.
Вот бы только разобраться, в чем заключается этот позитив, а в чем негатив. Не хотелось бы приумножить то, что ухудшит мою и без того не лучшую жизнь, и уменьшить в ней то, что хоть как-то помогает не сделать ее еще хуже.
Ну, с самими по себе словами, вроде бы все ясно.
«Позитив» в переводе с латинского значится как положительный, т.е., должно быть, это что-то хорошее. Тем более, что согласно вышеозвученному лозунгу, его (этого позитива) должно быть больше.
А «негатив» с той же латыни переводится, как отрицательный, что, вероятно, означает что-то не очень хорошее, и скорее всего очень даже нехорошее, возможно даже плохое. И если мы имеем дело с последним, то лучше было бы сказать не «меньше негатива», а нет этому негативу, даже намеку на него.
От перевода слов, на самом деле, легче не стало. Хотя была большая надежда на это …
Ладно. Итак, для начала понятно: позитив – должен нести в себе что-то доброе, хорошее, ну а негатив… Ну в общем, нет негативу, т.к. он совсем нехороший.
Дальше. Что ж нам предлагают считать хорошим, а что плохим.
И тут открывается бескрайний океан мнений, учений и практик. Я бы сказал, их тьма тьмущая. Из-за обилия и разнообразия формулировок, определений понятий, стоящих за одними и теми же словами, голова идет кругом. Первое, что приходит в голову в такой ситуации, выражение моего тестя: «без ста грамм тут не разобраться».
Ну в самом деле. Смотрите. Одни за позитив выдают постоянное веселье и радость до упада. Другие считают, что не помешало бы серьезности в жизни. Третьи, эту же серьезность воспринимают как излишнюю зацикленность и нудение. Точнее, это говорят первые — ну те, которые очень радостные.
Третьи и четвертые, а также и другие за позитив берут все сладкое, вкусное, но тут же им противостоят представители ЗОЖ, всякие там гринписы, вегетарианцы, уверяющие, что сладкое в общем-то может нехорошо отразиться на разных частях тела и не только его.
Многие говорят, что позитив по сути — это жизнь на все сто, т.е. делай, что хочешь, как хочешь и где хочешь, беря от жизни всё. Правда, не уточняется, что именно брать. Ведь, всего так много, аж глаза разбегаются.
Не мало и таких, кто считает, что позитив в том, чтобы видеть в окружающем мире только хорошее, в том числе в не очень приглядной физиономии, которая появляется в зеркале в тот момент, когда по утру в него смотришь, стараясь убедиться жив ли ты еще на этом белом свете.
Но тут же находятся те, кто просто уверен в том, что способность видеть недостатки, причем все, очень даже неплоха, особенно если смотреть через увеличительное стекло и, конечно же, эти недостатки искать у окружающих. Свои же недостатки, говорят они, не так полезно видеть, потому как можно очень расстроиться и даже упасть в обморок.
Что же получается – нет никакого четкого и определенного позитива? Или он для каждого свой?
Для начала нужно различать физическую составляющую нас (наше тело) от душевной.
Если говорить о нашей физической природе, о природе нашего тела, то в зависимости от состояния здоровья, индивидуальных особенностей, как врожденных, так и приобретенных, кому-то больше подходит теплый климат, солнечные дни, а кому-то, напротив, что-то ближе к прохладе и пасмурному небу. А некоторым в силу физических особенностей организма без разницы, в каком климате жить — они чувствуют себя хорошо при любом раскладе.
Если же говорить о душевной составляющей, т.е. собственно о нас как таковых (ведь не длина волос и не цвет кожи определяют ход наших мыслей, суть желаний и то, что мы ощущаем в своем сердце), то здесь, не смотря на те же душевные особенности, которые несомненно есть, позитив зависит от того, к чему мы, собственно, стремимся, и что мы в итоге в самих себе воспитываем – какие чувства наполняют нас, наше сердце, нашу душу.
Если в физическом плане разница внешних условий еще не говорит об однозначной пользе или вреде для организма, то в отношении душевных чувств все обстоит иначе.
Например, чувство обиды каждого человека будет съедать изнутри, и ни при каком раскладе это чувство не сможет принести пользу душе. Т.е. тут не прокатит тема о том, что вот мне чувство обиды необходимо для благополучия, а тебе принесет вред, а другому оно как бы нейтрально.
Нет, каждой душе, в которой есть такое чувство, будет тяжело и плохо.
Следовательно, получается, для позитива, которого должно быть много, необходимы какие-то определенные чувства в душе. Но какие именно?
Очень популярные нынче учения, теории и практики предлагают перекроить душу, выкинув из нее все ненужное, коим согласно этим учениям являются: чувство стыда, печали, стеснения, застенчивости, вины и т.д. И на их место поставить уверенность в себе на все сто, радость, определенный пофигизм к происходящему вокруг (чтоб не заморачиваться) и всё в этом духе.
И, как уверяют такие учения, душа обретет позитив в высшей степени и блаженство.
Но как быть с такими случаями в жизни, как потеря близких, болезни детей, несправедливое отношение, преступность и прочее – в этих случаях для позитива придется радоваться или включать равнодушие? И что же это за позитив такой получится?
Ну, скажут некоторые, что тут позитива как бы быть не может априори. Это негатив, который просто надо будет пережить.
Что ж получается – выходит, невозможно все время быть в позитиве, все равно негатив хоть какой-то да будет? Тогда зачем этот лозунг «больше позитива и меньше негатива»? Особенно для тех людей, которые постоянно сталкиваются с подобные бедственными обстоятельствами.
Дело в том, что в современном обществе зачастую просто не понимают причин душевной подавленности и страданий, а также сути истинного благополучия души человека.
Всё тупо разделили на две части: сладкое и горькое. Если чувства не вызывают сладости в душе, имеют оттенок горчинки, то это все негатив, от которого нужно избавляться.
Для истинного благополучия необходимо верное понимание позитива и негатива, чтобы под предлогом одного не воспитать себе противоположное.
На самом деле проблема не в чувствах как таковых. А в их направленности, времени проявления и выраженности в конкретных жизненных обстоятельствах.
Одно и то же чувство, по-разному проявляющееся во времени, имеющее разную меру проявления, может приносить как пользу, так и вред в зависимости от конкретных обстоятельств.
Если чувства проявляются в согласии с природой души – т.е. уместно, своевременно и в нужной мере, то эти чувства никакого вреда душе не причинят. Не будет никакой душевной тяжести, подавленности.
Если же чувства проявляются ни к селу ни к городу, да без нужной меры, то душа будет от этого страдать. Ведь такое проявление чувств просто неестественно для души.
Так вот, чтобы избавиться от негатива в собственной душе, необходимо навести там порядок, став хозяином собственных чувств.
Нужно учиться обуздывать себя, свои чувства, давать им нужную направленность и меру, т.е. заниматься укрощением собственной строптивости. Если же, конечно, мы хотим достичь истинного благополучия, а не нарисовать в себе лишь его иллюзию, оставшись при старом багаже.
Правда, тут нужно иметь ввиду, что сколько не закрывай глаза на действительность собственной души, сколько не «зарывай голову в песок», ничего к лучшему не изменится.
Поэтому лучше не тратить времени зря и как можно раньше начать воспитывать в себе верные душевные привычки, наполняя душу необходимым для собственного же благополучия.
Для этого придется встать на путь борьбы с проявлением в себе духа собственного самолюбия, который-то и является эпицентром всех наших бед. Именно он побуждает нас использовать естественные чувства противоестественным образом. При этом, как водится, обещает нам несметные сокровища и счастье, но на деле крадет всё без остатка.
Нужно учиться жить в согласии с совестью, в которой отражается воля самого Бога, создавшего нашу душу. А воля Творца как раз на то, чтобы наши чувства проявлялись в согласии с самой природой души, которую Он сотворил. Т.е. чтобы эти чувства проявлялись тогда, когда в этом есть необходимость и в той мере, в какой это нужно.
Соответственно, совесть является внутренним ориентиром, маяком, указывающим нам верный путь к счастью.
Все же чувства, как таковые, вложены в нас изначально и сами по себе нейтральны. Нам предстоит их раскрасить и направить. И зависимости от этой окраски чувств, их направленности, можно говорить, что приносит то или иное чувство для души – добро или зло, позитив или негатив.
Возьмем, к примеру, чувство страха. Проявим его в согласии с природой души, с совестью. Т.е. тогда, когда это необходимо. Такое проявление этого чувства называют благоразумной осторожностью, спасительным страхом, когда мы боимся совершать то, что принесет вред душе, что является безнравственным. Т.е. такое проявление чувства страха помогает нам удерживаться от плохого, что губит нас. И в этом польза для души, позитив для нее.
Если же это чувство применять против природы души, против совести, т.е. в угоду духа самости и гордости, то такое проявление называют трусостью, животным страхом, малодушием, неблагоразумной нерешительностью и неуместной осторожностью. Такое проявление страха сковывает душу, отравляет ее, парализует ум и тело. В итоге может совершаться определенное зло в обществе, и при этом будут страдать люди. Т.е. будет один негатив.
И так можно сказать про любое из чувств.
В основе любого неверного душевного проявления чувств, лежит всегда какое-то естественное чувство, которое просто имеет неверную направленность, окраску.
В душе как бы есть несколько потоков чувств:
— раздражительный, к которому можно отнести такие чувства, как страх, печаль, сожаление, вина, гнев, ненависть, смущение, решимость и т.п.
— усладительный, к которому относятся радость, любовь, приятие, симпатия, довольство, покой, равнодушие, отрешенность и т.п.
И задача того, кто хочет избавляться от реального негатива в себе, состоит в том, чтобы изменить в себе направленность собственных чувств в согласии с природой собственной души, с совестью, с волей Бога.
Нужно учиться радоваться добру и тому хорошему, что есть, но в то же время ненавидеть и отвергать зло.
Нужно учиться проявлять сострадание и сочувствие к людям, разделяя с ними печаль, утешая их в горе. Проявлять смелость в защите близких и в те моменты, когда необходимо возгласить о несправедливости, обличая злодеев.
Нужно учиться прощать, воспитывая в себе чувство добродушия, равнодушно относясь к похвальбе и неуместной критике.
Т.е. нужно учиться задействовать всю палитру чувств, но уместно, своевременно и в нужной мере.
И самое главное проявлять эти чувства без подогревания духа самодовольства и самомнения, не присваивая себе в заслугу наличие какого бы то ни было верного чувства.
Конечно, на этом пути придется столкнуться с проявлениями неудовлетворенности духа собственного самолюбия, который будет всячески нас провоцировать вернуться вспять, шантажируя нас ощущением неудовлетворенности в моменты, когда ему не будут угождать, не делать так, как он хочет.
Именно в такие моменты самолюбивые люди, когда что-то идет не так, как они бы хотели, начинают говорить о негативе. Ведь на душе как-то нехорошо становится, значит это и есть негатив. И по их мнению, чтобы был позитив, нужно просто удовлетворить дух самости и гордости, дух самолюбия, и все встанет на свои места. Ну, а для того, чтобы удовлетворить этот дух придется не много не мало переделать весь окружающий мир. Причем, делать это, как внушает нам дух самолюбия, нужно постоянно. И как показывает практика, даже переделанный под себя мир в конечном счете ничего не дает. Самолюбие начинает старую песню о главном – накорми меня, удиви меня и т.п.
Т.е. нет смысла связываться с этим прохвостом внутри себя. Нужно понимать, что те страдания, которые идут в моменты неудовлетворения духа самолюбия, они временны, и причиной этих страданий является наша же привязанность к самолюбию, наша любовь к нему. По нему ударили – и нам стало больно, как любящему больно, когда причиняют вред любимому.
А вот, если бы не было любви к этому духу, то и все удары по нему воспринимались бы бесскорбно, спокойно.
Другое дело страдания самой души, когда мы, удовлетворяя дух самолюбия, используем свои чувства ни в лад, невпопад. Здесь мы, не смотря на отсутствие необходимой любви к своей душе, не сможем избежать ее страданий, потому как она и есть мы, наша составляющая. Плюс ко всему к этим страданиям души добавятся муки совести, которая так же никогда не согласится с противоестественным движением чувств, в угоду духа самости и гордости.
Поэтому очевидно, что лучше претерпеть временные скорби от духа неудовлетворенного самолюбия, разрывая к нему любовь и привязанность, чем обрекать себя на бесконечные мучения от собственной души и совести, служа духу самости и гордости.
Необходимо стремиться к позитиву в совести, в исполнении воли самого Творца, отвергая негатив самости и гордости в любых жизненных обстоятельствах. Только тогда жизнь имеет смысл и проживается нами бесскорбно, позитивно.