Ненависть
«Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.» (1Иоан.3:15)
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.» (Рим.12:19)
«Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие» (Ам.5:15)
Ненависть… Звучит мрачно, тяжело, с оттенком определенной боли и страдания… Для некоторых оно предвещает что-то зловещее и неотвратимое…
Конечно, всё это неспроста, особенно, если глядеть на то, что происходит в наши дни.
Само слово, если брать русский вариант, происходит от «не навидети» — не хотеть видеть. А когда нам не хочется видеть кого-либо или что-либо? – Когда случается что-то крайне неприятное и болезненное. В такие моменты на сердце водворяется тяжесть и возгорается огонь, стремящийся уничтожить всё что попадется на его пути, не взирая на лица, возраст и то, кем приходятся нам люди, кого мы возненавидели.
Что же за чувство такое ненависть? Откуда оно берется в нашей жизни? Что же с ним делать? – Вопросы не риторические, актуальные во все времена, включая наши. Как же так случилось, что Каин возненавидел своего родного брата Авеля, обладавшего кротким нравом? И непросто возненавидел, но и решился лишить его жизни, убив, не страшась ни Бога, ни родителей…
Ненависть, на самом деле, — одно из множества естественных чувств, которые присутствуют в нашей душе с рождения, и само по себе не является ни добром, ни злом. «Как же так», — спросят некоторые – «разве ненависть не относится к негативным и разрушающим душу чувствам, от которого обязательно нужно избавляться?»
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно взглянуть на суть этого чувства, что оно из себя представляет, к чему побуждает нас, и к чему оно может привести в конкретных жизненных обстоятельствах.
Ненависть относится к тем чувствам, которые вызывают у нас оттенок неприятия чего-либо или кого-либо. Это чувство, по сути, побуждает нас отвергнуть объект, по отношению к которому направлена ненависть. И здесь возникает вопрос – существует ли что-либо, от чего жизненно необходимо отторгнуться, отойти, отвергнув это для собственного реально необходимого благополучия, или в целом нет таких случаев и всё, всегда нужно принимать и любить?
Вот в душе поднялось желание заняться сплетнями, сунуть свой любопытный нос в то, во что бы и не следовало его совать. Принесет ли пользу нам или окружающим осуществление этого желания? Есть вероятность того, что, пойдя на поводу такого желания, мы не только пользы не получим, но и еще навредим себе и окружающим? – Если говорить по совести, то, конечно, такое желание дурное и нам не следует его исполнять. А что же следует сделать с таким желанием, которое однозначно приведет к плохим последствиям? – полагаю, его нужно отвергнуть. Вот! Именно в этом случае нам может очень даже пригодиться чувство ненависти, которое обладает огромной энергией, помогающей нам решительно избавляться от чего-либо.
И вот если пройтись по подобным вредным, глупым и погибельным для нас и окружающих желаниям, то мы придем к одному и тому же выводу, озвученному выше. Следовательно, чувство ненависти может приносить нам пользу в подобных случаях. Более того, оно жизненно необходимо, т.к. не возненавидив зла, не отвергнув его всею своей душой, решительно и энергично, невозможно начать продвигаться к добру. Собственно, добром и является отвержение зла, ненависть к нему.
Но, конечно, не всё так просто с этим чувством, как, впрочем, и со всеми остальными естественными чувствами.
Разумеется, есть случаи, когда это же чувство может нанести вред нам и окружающим, в некоторых случаях даже непоправимый. И это чаще всего связано с тем, когда ненависть проявляется в общении с людьми, по отношению к людям, которые делают что-либо не так, как хотелось бы нам, или не так, как нужно и допустимо поступать.
Например, кто-то скажет нам, что мы — никто и ничто, обсыпав нас крайне нелестными «комплиментами», от которых уши вянут. И сердце наше практически мгновенно вспыхивает отторжением, ненавистью и, нередко, — желанием уничтожить обидчика и наглеца. Знакомо?
«Ну а что», — скажут некоторые, «разве это плохо ненавидеть тех, кто пытается нам навредить? Что – нужно им позволять оскорблять меня и делать, что им вздумается?».
Случай вроде бы простой и распространенный, но не так очевидно однозначный, как думают некоторые.
Для начала разберемся, почему у нас может возникать подобная реакция, в которой присутствует чувство ненависти.
Дело в том, что человеку естественно по природе отвергать то, что может причинить вред. Человеку естественно отторгаться от того, что идет против совести, включая оскорбления. Т.е. озвученный выше случай вроде бы как предполагает естественное проявление чувства ненависти, которое могло бы сослужить нам пользу. Но отчего же на душе в такие моменты, когда возгорается ненависть, очень тяжело и больно? – От того, что это чувство не имеет нужной меры, — той, которой достаточно для отвержения вреда, но в то же время не приносящей нам вред. Как правило, человек всецело проникается этим чувством, что может доводить до печальных последствий.
Мера же теряется по той причине, что мы идем на поводу задетого самолюбия и неудовлетворенного самостно-гордостного духа, выходя за рамки собственного естества. Т.е. цель наша не столько вреда избежать, сколько удовлетворить самость и гордыню, которая как бы требует принести в жертву всю душу и сердце, полностью погрузившись в данном случае в чувство ненависти. И т.к. такое использование чувства ненависти нам не естественно, то на душе не может быть ничего другого, кроме боли, тяжести и страданий.
«Что же делать в таких случаях?» —спросите вы. «Неужели, нужно являть любовь, позволяя себя оскорблять и унижать?»
Для начала нужно понять, что есть две стороны дела:
- внутренняя сторона вопроса — чувства, которые необходимо искать в своей душе, и
- внешняя сторона дела, т.е. поступки.
Когда человек делает первое, то лучше получается второе. Поэтому корректно разделять вопрос на два – что нужно делать в душе, т.е. какие чувства возгревать, какие отсекать, и как следует поступать внешне, т.е. какие поступки необходимы.
Отвечая на первый вопрос, следует иметь в виду, что человеку естественно по природе, какой её создал Бог, ненавидеть зло, нечестие, грех. Поэтому, как сказано выше, первой реакцией в те моменты, когда совершается зло, является отторжение этого зла, т.е. ненависть к нему. Но нужно помнить, что человеку не естественно полностью погружаться в это чувство, теряя в нем необходимую меру. И для того, чтобы поиметь эту меру, чтобы не было вреда, как внутреннего, так и внешнего, следует, обращаясь к Богу за помощью, стремиться растворять ненависть к злу, другими чувствами:
— чувством смирения со скорбью от неудовлетворенного самолюбия, самостно-гордостного духа;
— чувством благодарности за эту скорбь и чувством радости о ней, т.к. самостно-гордостный дух – главный наш враг, и чем меньше мы будем его удовлетворять, вестись у него на поводу, тем лучше для нас. Скорбь в душе в такие моменты – свидетельство, что самость неудовлетворена, следовательно, нет пищи ей, а там, где нет пищи, там и нет условий для существования самости, что, несомненно хорошо для нашей души;
— чувством решимости не отдаваться ненависти полностью;
— чувством необходимости помощи Бога в такие моменты и чувством надежды на Него;
— чувством доброжелательности к человеку, от которого идет искушение, чувством милосердия к его душе.
И вот, если в те моменты, когда совершается зло, добавить к поднявшемуся чувству ненависти озвученные выше чувства, поискать их в своем сердце, обратившись к Богу за помощью, то мы не войдем в то состояние, от которого жутко и больно на душе.
Внешние же поступки зависят от конкретной ситуации – есть те моменты, когда можно вообще ничего не предпринимать, либо удалиться чисто внешне от происходящего, либо начать защищать себя и ближних (в те моменты, когда идет нападение, грозящее причинением вреда), либо попробовать призвать человека к благоразумию и к совести и т.д. и т.п. Но делать это всё нужно, исходя из вышеозвученных чувств.
Если пытаться решать подобные вопросы только чисто внешне, то снижается внешний эффект, либо он может быть полностью утрачен, и будут совершаться опрометчивые поступки, от которых впоследствии плохо всем. А на душевном уровне — однозначно будет только вред.
Нередко приходится слышать и такое: «Ну это Вы так говорите потому, что с Вами не случалось откровенно жуткой беды. Как говорится, легко судить со стороны. Вот, когда у Вас, скажем, кого-нибудь убьют, посмотрим, как Вы будете возгревать в своем сердце озвученные чувства, и сколько благоразумия будет в Ваших поступках. И на сколько Вас хватит, чтобы не пойти не отомстить убийце».
К сожалению, в наше время таких случаев становится всё больше и больше. Когда люди теряют в войнах своих родных и близких, разрываясь от боли в душе от горя.
Со своей стороны могу сказать, что я не понаслышке знаю, что такое потерять своих родных, в том числе в результате нападения врага. Но не моя личная реакция должна служить ориентиром к выходу из подобных ситуаций, а то, что является истиной, помогающей пролить свет в, казалось бы, безвыходной ситуации – совесть, как внутренний нравственный ориентир, и заповеди Бога.
Если человек в какой-то момент времени не может справиться с собой, со своими переживаниями, и совершает много того, что приносит ему вред или вред окружающим, то могут ли его действия служить нам примером для подражания? И разве в подобных случаях люди все до единого ведут одинаково?
Нет ли других примеров поведения, которые помогли бы и нам в подобных ситуациях? – Слава Богу, есть. Это примеры всех благочестивых людей, которые во все времена преодолевали разного рода искушения и трудности, включая мучения, гонения, пытки, хулу и т.п. в духе незлобия к гонителям, ненавидя сами злодеяния, возлагая своё упование не на свои силы и попытки отомстить, а на Бога, Который каждому воздаст в своё время за всё.
Теряя своё здоровье, имущество, дома, и даже близких, детей, благочестивые люди не отдавались ропоту, злобе, желанием мстить до уничтожения последнего обидчика и злодея. При этом, разумеется, подобное не предполагает отсутствие как такового внешнего сопротивления злодеям или тем более поощрение и оправдание злодеяний. Речь о достойном перенесении скорбей подобного рода – когда в душе возгреваются добродетельные чувства и отсекаются страсти и попытки удовлетворить задетый самостно-гордостный дух, что в итоге и приносит в душу умиротворение, проясняя ум и сердце, делая человека способным верно и внешне реагировать на происходящее, не становясь игрушкой в руках злодеев, объектом их манипуляций.
А ведь как часто бывает, когда люди сталкиваются лбами, причем по совершенно несущественным вопросам, которые преподносятся провокаторами в качестве чего-то важного и главного. И люди, привыкши вестись на поводу любых проявляющихся в душе чувств, не разбирая их нравственную окраску, становятся легкой добычей в руках нечестивцев и бессовестных проходимцев. Были бы люди чуть внимательны к тому, что происходит в их собственных душах, то и меньше бы возможности было ими манипулировать.
Поэтому важно вникать в то, что происходит в душе в общем и в конкретные моменты жизни. А также необходимо вникать, к чему в итоге пытаются подтолкнуть окружающие, преподнося ту или иную информацию.
И тут важно не слушать тех, кто пытается разжечь ненависть между людьми, создавая условия для порочного круга уничтожения друг друга. Вбросив дезинформацию, порочащую ближнего, можно вызвать ненависть к нему и желание уничтожить его. А затем всё само собой закрутится и завертится, — на «справедливые» выпады одних людей под влиянием этой дезинформации в ответ полетят не менее «справедливые» атаки других, на которые обязательно ответят первые. И так до бесконечности. Каждый будет уверен в своей правоте, полагая, что пытается бороться со злом, атакуя «врагов», в дальнейшем пытаясь уничтожить их до последнего, во что бы то ни стало, даже ценой собственной жизни и жизней своих близких и родных, во имя справедливости и победы. Правда, может настать тот момент, когда будет уже некому встречать эту победу…
Внешняя победа не всегда является победой над злом. Тот, кто, внешне сражаясь со злодеями, не отсекал щупальцы внутреннего зла – собственные неверные движения души, страсти, — на самом деле, создал лишь иллюзию победы над злом. Именно таким образом на смену одним злодеям, приходят другие, верящие, что победили зло.
Невозможно одолеть зло, будучи одержимым им изнутри. Невозможно вырваться из-под власти злодеев, если не отсекаешь в себе то, через что злодеи и имеют над тобой власть – собственные страсти и грехи, дух гордыни и надмения, жажду мести и злобу, тупую ненависть, полностью поглощающую душу, утаскивая её в погибель.
Ненависть – очень энергичное и сильное чувство, которое нужно уметь применять на пользу собственной души, направляя его только против зла, начиная со своей души.
Если же ненависть не обуздывать, погружаясь в неё с головой, отвергая путь милосердного отношения к врагам, прощение, стремление к миру, то можно в конце концов прийти к ожесточению души, убив в себе всё доброе, уподобившись своим врагам и даже превзойти их во зле.
Человек должен стремиться быть хозяином своих чувств, стремясь проявлять их уместно, своевременно и в нужной мере, беря в качестве ориентира совесть и заповеди Бога, отсекая в себе проявления самостно-гордостного духа, страсти, воспитывая вместо них истинные добродетели, обращая при этом свой взор к Богу за помощью. Вот только таким путем и возможно прийти к победе над злом, в том числе и внешне.
Если научишься ненавидеть зло и в то же время являть милосердие к людям, подвергающимся этому злу, испрашивая помощи у Бога, то ты сможешь воспитать в себе чувство истинной любви, помогающей не впадать в крайность тупого желания мстить всегда и во что бы то ни стало, либо в крайность «толстовщины», непротивления злу силой.
Твой ум будет светлым, способным видеть золотую середину, оберегая своих ближних от вреда, умея при этом вовремя остановиться.