Нервная система, психика и душа
В наше время перечисленные в заголовке явления чаще всего воспринимаются за одно и то же. Тем более, что полно выражений типа «не нервничай», «не порти себе нервы», «он, просто, нервный» и т.п. Исходя из чего, как думают многие, нужно, как правило, попить каких-нибудь «витаминок», успокоительных или антидепрессантов и всё будет окей.
Правда, жизнь показывает, причем четко и однозначно, что ни «витаминки», ни антидепрессанты не делают человека счастливым и умиротворенным.
Если же говорить о реальности, какой она является на самом деле, то нервная система есть лишь материальная составляющая человека, представленная головным и спинным мозгов, а также нервными волокнами и нервными окончаниями, идущих к органам, осуществляя их иннервацию (проведение электрических импульсов) для выполнения разных функций.
Нервная система и органы чувств помогают человеку физически контактировать с окружающим миром, получая из него и передавая в него определенную информацию. Через нервную систему, как и через тело в целом, наша душа проявляет себя в этом материальном мире, при этом не смешиваясь с ним и не меняя своей духовной природы.
Т.е. тело есть оболочка души и средство проявления души в материальном мире. Но само тело, включая нервную систему, никак не определяет нравственное состояние души, его мысли, желания и чувства. Человек может иметь разные дефекты органов, включая дефекты головного мозга, но при этом имеет все признаки разумного существа, включая свободу воли в нравственном отношении, рассудок, ощущение нравственно лучшего (совесть) и т.п.
Уменьшая тело, не уменьшишь души.
Когда человек в силу разных причин имеет те или иные физические дефекты в головном мозге, то у него может уменьшаться возможность проявлять через тело душевные свойства. Например, человек, перенесший инсульт, в ходе которого повреждаются отделы головного мозга, может терять возможность управлять своими руками или ногами. Либо, получив травму головного мозга, может не проявлять внешне речь, утрачивая возможность произносить слова. При этом не исчезает сама душевная способность проявлять себя как разумное существо, которому присущи по природе воля (способность иметь желания, включая двигать руками и ногами) и речь. Утрачивается лишь внешняя возможность проявлять эти внутренние, душевные свойства.
Поэтому важно понимать, что при изучении физической составляющей человека, т.е. тела, нужно верно интерпретировать его свойства, учитывая духовную составляющую – душу разумную, — не смешивая её с телом или не пытаясь материализовать её природу. Именно из-за ложной интерпретации возникают ложные учения, например, о предопределении поведения человека нейронными связями в головном мозге. Т.е. согласно этому учению, игнорирующему наличие души разумной, человек действует так или иначе только потому, что у него есть определенные нейронные связи, которые типа связывают его волю и предопределяют его поведение и взгляды.
Но на самом деле, если учесть наличие в человеке главной его составляющей – души разумной, которая стоит над материальным телом, — то, изучая те же нейронные связи можно сделать вывод о том, что они создаются и меняются под воздействием проявлений души разумной, т.е. не они меняют душу, а душа способна меняться по желанию человека, делая отпечаток в том же головном мозге в виде определенных нейронных связей. По этой причине при любых нейронных связях, человек свободен делать то, что пожелает, особенно в том, что касается нравственного (т.е. вопросов добра и зла).
Поэтому нейронные связи доказывают не то, что пытаются доказать материалисты – что они якобы определяют поведение человека, в том числе в нравственном плане, — а то, что они в зависимости от нравственного состояния человека могут быть разными. Т.е. тело, нейронные связи, никак не определяют состояния души. Душа не зависит от нейронных связей – человек может менять свой выбор, когда захочет, причем иррационально, т.е. нелогично, непредсказуемо, не прогнозируемо, так, как сам человек захочет. Соответственно, имея одну картину нейронных связей, меняя направленность своей души, меняя свои желания и чувства на душевном уровне, изменяется и сами нейронные связи, никак не связывая воли человека.
Что касается психики, то здесь нужно отличать то, что присуще грубой материальной оболочке человека (телу) от того, что присуще тонкой материальной оболочке (душе животной) и от того, что присуще духовной составляющей (душе разумной). Об этом подробно изложено в теме «Тело, душа, дух».
Для решения вопросов душевного благополучия имеет значение нравственная составляющая, а именно состояние мыслей, желаний и чувств. И в первую очередь состояние последних двух. Каковы желания и чувства, таков и общий настрой души, приносящий человеку в конечном итоге либо истинное блаженство, либо беспросветное несчастье.
В этом плане, важно понимать, что душевное благополучие невозможно приобрести материальным путем, через прием лекарств или каких-то иных веществ, через какую-то чисто внешнюю деятельность, даже самую добрую и необходимую для человека и общества. Душевное благополучие приобретается только в ходе душевного делания, в процессе которого искореняются греховные привычки и вместо них с помощью Бога воспитываются добродетельные навыки, причем на уровне желаний и чувств, а не только во внешних действиях.
Состояние физической составляющей (грубого тела и тонкоматериальной оболочки) никак не связывают воли души разумной, т.е. воли человека. Состояние тела может влиять лишь на степень внешнего проявления душевных свойств. А также состояние тела, может в определенной степени искушать, испытывать душу человека, т.е. вставать на пути удовлетворения страстей, лишая их пищи. Например, человек привык самоуверенно поступать по жизни, стараясь самоутвердиться в духе, и в результате заболел. Болезнь, неправильная работа органов, лишает человека внешне что-либо делать, внешне смиряя его. Человек может при этом начать смирять свой гордый и самоуверенный дух, а может наоборот – ещё больше в нем укореняться, подпитывая его унынием, раздражением, ропотом, злобой и т.п. чувствами. Т.е. выбор в итоге за самим человеком.
Поэтому при любом состоянии головного мозга и других органов, человек имеет одинаковую возможность воспитывать в себе добродетельные чувства или укореняться в страстях. Что и подтверждает реальность.
Другое дело, что некоторые проявления души разумной через тело – внимание, память, воображение, речь, уровень интеллекта – могут в определенной степени зависеть от состояния головного мозга или состояния других органов. А также есть естественный потенциал этих проявлений у души разумной, который у каждого человека свой. Но эти проявления души разумной, их уровень, никак не влияют на уровень душевного благополучия, на способность быть счастливым или несчастным.
Поэтому в мире можно встретить практически физически здорового человека, с высоким уровнем интеллекта и не менее высокими показателями когнитивных функций (хорошая память, внимание, сообразительность, речь и т.п.), но при этом крайне несчастного и душевно неблагополучного, в том числе крайне безнравственного, жестокосердного и циничного, или же депрессивного и подавленного вплоть до отчаяния.
И напротив, при отсутствии даже средних показателей интеллекта и всего перечисленного выше, человек может быть добросердечным, милосердным, решительно отвергающим зло и нечестие, и как следствие этого — имеющим в душе подлинный мир и удовлетворение совести.
Нравственное состояние души в свою очередь может влиять на когнитивные свойства души. В зависимости от страстей могут быть определенные изменения. Например, у сладострастного и ленивого человека, может снижено внимание и память, у раздражительного ухудшается сообразительность, у равнодушного — внимание. Т.е. страсти могут ослаблять или наоборот усиливать определенные когнитивные проявления. Поэтому, когда человек избавляется от власти определенных страстей, то у него могут естественным образом улучшаться не только восприятие реальности, но и в определенной степени (если это не ограничено физическим состоянием организма) состояние внимания, памяти и т.п.
Исходя из всего этого, следовало бы говорить не «не нервничай», а не злись и не обижайся, не «нервы шалят», а из души лезут страсти и грехи, не «лечить нервы», а воспитывать в душе истинные добродетели, отсекая в себе греховные навыки и привычки. И не только говорить, но прежде всего делать это в личной жизни, чтобы приобретать в душе то, к чему мы призваны самим Богом – чистоту душевных чувств, из которых прояснялся бы и ум, исходя из чего было бы просто отделить одно от другого, включая материальное (головной мозг с нервной системой) от духовного (мысли, желания и чувства).
Именно по причине наличия в душе страстей, особенно, если человек отдается им по полной, у человека может искажаться восприятие реальности, включая взгляд на собственное физическое естество, которое по слепоте смешивается с духовной составляющей. В итоге – ложная интерпретация происходящего, противоречащая реальному положению дел. Это своего рода опьянение без воздействия алкоголя и других опьяняющих веществ.
Именно поэтому требуется не только внешнее, но и внутреннее трезвение, с отсечением в себе страстных движений души в каждом жизненном искушении, и взращиванием вместо них истинных добродетелей при помощи Бога.

