Нравственность – основа психологии
Психология, не раскрывающая суть происходящего в душе, искажая понятия о ней, — мертвая психология.
С самого своего появления на свет каждый из нас, сознавая то или нет, стремится стать счастливым. Это внутреннее стремление заложено в саму природу нашей души.
На этом пути лежит череда неминуемых испытаний и искушений, которые суждено пройти каждому из нас.
Чтобы что-то приобрести, необходимо направить свою волю в нужную сторону, предприняв необходимые действия. Без собственных усилий, в вопросе истинного благополучия, ничего не произойдет. Человек призван побороться за собственное счастье. Утвердиться в желании и стремлении получить именно то, что сделает его по-настоящему счастливым. А по-настоящему означает в любых обстоятельствах жизни, несмотря ни на что.
Нужно понимать, что трудностей не избежать. Какие-то обязательно будут. Не всё то, что касается нашей внешней жизни, можно изменить к лучшему. В некоторых случаях и вовсе ничего не поделаешь. Но из того не следует, что в таких жизненных случаях путь к счастью невозможен.
Верное понимание сути счастья помогает к нему приходить, избегая траты сил и времени на иллюзии.
Счастье человека, кто бы он ни был, где бы ни жил, чем бы не занимался, заключается в его верном душевном отклике на происходящее. Ведь в конечном итоге, именно душевные чувства характеризуют, счастлив ли человек или нет. Если нет соответствующих душевных чувств, то и счастья нет. Что это за счастье, если его не ощущаешь в собственной душе?
Т.е. счастье – это явление внутреннее, душевное. Причем – в любых жизненных обстоятельствах.
Т.е. счастье зависит от нравственного состояния человека.
И здесь важно понимать, что счастье заключается не в каком-то самом по себе отдельном чувстве, как часто принято понимать – например, в чувстве радости или в приятном ощущении как таковом. Тем более, что есть случаи, когда это чувство явно не ощутить – упал на ногу кирпич, не хватает средств к существованию, болезни не дают покоя, близкие досаждают, лютый мороз или палящее солнце над головой, войны и т.п.
Нет, счастье, т.е. внутреннее душевное благополучие, заключается в проявлении полной палитры душевных чувств: любви и ненависти, раздражения и терпения, страха и решимости, печали и радости, равнодушия и чуткости. Но! – в своё время и в нужной мере.
Т.е. когда человек научится проявлять свои собственные чувства тогда, когда это необходимо, в той мере, в какой нужно, вот только тогда можно приобрести истинное внутреннее умиротворение. Жизненные испытания и трудности как раз и необходимы для этого – когда человеку дается возможность воспитать необходимые чувства в ответ на происходящее, лично устремившись к поиску этих чувств.
В каждом испытании всегда есть выбор – остаться с тем, что есть или воспитать в себе что-то другое. Если то, что есть не приносит умиротворения, не делает человека счастливым по-настоящему, то какой смысл с ним оставаться? В этом случае, глупо рассчитывать на удовлетворение собственной души. Пока не начнешь делать то, что нужно, невозможно избавиться от неудовлетворенности, сколько при этом не внушай себе обратного.
Получается, на пути к истинному счастью важна не просто нравственность, а истинная нравственность – т.е. именно тот душевный настрой в чувствах и желаниях, который бы и принес человеку, его душе, реальное полноценное умиротворение.
Истинная нравственность непременно связана с такими понятиями как добро и зло. Т.е. нравственно лишь то, что ведет человека (внутри в его души и внешне) по пути истинного добра. Подчеркиваю – истинного добра.
Что же такое истинное добро?
Истинное добро – это движение воли человека в желании, чувстве, проявляемое к месту, к времени и в меру. Такая направленность воли человека приводит душу в гармоничное состояние, естественное самой её природе, какой её создал Бог.
Причем, гармония невозможна без общения с собственным Творцом и Создателем. Сколько не пытайся стать счастливым без Бога – не получится.
Душа не является самодостаточной, не имеет в себе самой источник счастья. Так создана наша душа, такова её природа, которую создал Бог. И изменить её невозможно. Да и нет смысла её менять – она совершенна. Её достаточно для того, чтобы стать счастливым по-настоящему. Нужно только принять реальность природы собственной души такой, какой она является в действительности. И встать на путь приобретения тех чувств, которые и сделают её счастливой.
Вот почему счастье невозможно, если игнорировать совесть и заповеди Бога, которые как раз и призывают нас стать счастливыми по-настоящему. Совесть и заповеди Бога зовут каждого из нас к нравственно лучшему.
И вот именно к такому состоянию души призваны прийти все люди, желающие обрести истинное счастье.
К такому состоянию души и призваны вести своих подопечных истинные психологи. Потому что невозможно без изменения нравственности реально избавиться от внутренних, душевных проблем.
А чтобы быть способным помогать людям воспитывать в себе истинную нравственность, нужно прежде всего самому заниматься верным внутренним деланием, т.е. воспитывать в себе необходимые душевные чувства, входящие в привычку и навык. Потому как теоретик, не имеющий должного опыта, не способен не только помочь другому на практике, но и не способен даже раскрыть необходимые верные понятия.
Все попытки нивелировать нравственную составляющую в решении душевных проблем, приводят к их усугублению, лишь на время создавая иллюзию благополучия.