Обида
В основе чувства обиды лежат естественные чувства огорчения, печали и справедливости, но проявляемые в угоду задетому духу самолюбия, поэтому эти чувства либо возникают «на ровном месте» (по причине мнительности), либо не имеют необходимой меры.
Чаще всего обида возникает в ответ на оскорбления, унижения, на что-то обидное для человека. Но может возникнуть по причине собственных домыслов, неумышленном извращении смысла слов и поступков окружающих людей или отдельного человека.
Обида может сопровождаться чувством недоброжелательства к обидчику (человеку, который своими действиями встал на пути удовлетворения нашего самолюбия, самостно-гордостного духа), злопамятством и очень часто желанием отомстить.
Такие чувства приносят страдания душе человека, омрачают его ум и сознание, в результате чего может меняться к худшему и внешнее поведение.
Для того, чтобы избавиться от обиды, необходимо в момент искушения (жизненной трудности), когда проявляется обида, начинать отрывать внимание ума от явных оскорблений и унижений, и, призывая Бога на помощь, стараться возгревать, воспроизводить в себе следующие чувства:
1) Чувство смирения:
-
- с тем, что есть («Принимаю то, что уже произошло или произойдет не по моей воле»),
- со скорбью от неудовлетворенной страсти:
- смирение с тем, что каждый человек свободен и решает сам за себя, что и как ему делать, и мы не властны друг над другом (не можем изменить душу человека помимо его воли) – «Не в силах я изменить волю других людей»;
***
Всё вышеизложенное можно выразить молитвенным воззванием: «Господи, благодарю Тебя за посланную мне скорбь! Достойное за грехи свои принимаю. Всё правильно, всё верно. Укрепи меня на этом пути, потому как слаб я и немощен, и имею только одно упование на Тебя! Ненавижу грех этот, буду ему сопротивляться во что бы то ни стало. Помоги, Господи, моему ближнему, не оставь его. Приведи его к истинному покаянию, какими Сам знаешь путями и судьбами. Да будет на всё святая воля Твоя. И прости меня недостойного, что не могу должным образом понести его немощи и недостатки». Примечания:- Если нет явных оскорблений и унижений, то нужно стараться не спешить с выводами, задавая себе вопросы о том, что всё ли известно, чтобы судить об этом именно так, и, вообще, есть ли необходимость судить об этом в данный момент;
- Отрывать внимание ума нужно от оскорблений и унижений, не обращать на них внимание. Но то, что говорится по существу, нужно принять во внимание, и, если есть в том реальная необходимость (если это непротивно совести), постараться выполнить (какое-то указание руководителя, просьбу близкого и т.п.);
- Словесные обращения, приведенные в кавычках, являются лишь примером мыслей, которые можно приводить себе на ум, ища при этом конкретные спасительные для души чувства. Мысли, слова могут быть и другими; главное, чтобы они помогали возгревать необходимые чувства. Эти чувства, с обращением к Богу за помощью и являются главной целью борьбы со страстью.
- Необходимые спасительные чувства в моменты борьбы за них могут сразу не проявляться в душе. Этим не нужно смущаться, а необходимо смириться с тем, что нужно определенное время, чтобы научиться воспроизводить в себе конкретные чувства, призывая при этом Бога на помощь.
- Для тех, кто пока не умеет воспроизводить эти спасительные чувства, можно пользоваться таким приемом: вспоминать те случаи, в которых эти чувства проявлялись. И когда при воспоминании возникнет необходимое чувство, переводить внимание ума с воспоминаемого случая, на тот, который происходит в данный момент времени, и уже в отношении него подогревать возникшее чувство. Но главное – нужно просить Бога о помощи, приходя к ощущению собственного бессилия самому возгреть спасительные чувства, и к ощущению надежды только на Бога, на Его милость, с решимостью продолжить борьбу.
