Методички

Обида

В основе чувства обиды лежат естественные чувства огорчения, печали и справедливости, но проявляемые в угоду задетому духу самолюбия, поэтому эти чувства либо возникают «на ровном месте» (по причине мнительности), либо не имеют необходимой меры.

Чаще всего обида возникает в ответ на оскорбления, унижения, на что-то обидное для человека. Но может возникнуть по причине собственных домыслов, неумышленном извращении смысла слов и поступков окружающих людей или отдельного человека.

Обида может сопровождаться чувством недоброжелательства к обидчику (человеку, который своими действиями встал на пути удовлетворения нашего самолюбия, самостно-гордостного духа), злопамятством и очень часто желанием отомстить.

Такие чувства приносят страдания душе человека, омрачают его ум и сознание, в результате чего может меняться к худшему и внешнее поведение.

Для того, чтобы избавиться от обиды, необходимо в момент искушения (жизненной трудности), когда проявляется обида, начинать отрывать внимание ума от явных оскорблений и унижений, и, призывая Бога на помощь, стараться возгревать, воспроизводить в себе следующие чувства:

1) Чувство смирения: 

    • с тем, что есть («Принимаю то, что уже произошло или произойдет не по моей воле»),
    • со скорбью от неудовлетворенной страсти:

    В тот момент, когда начинается сопротивление греховному чувству (в данном случае чувству обиды), когда предпринимаются попытки не отдаваться ему, то возникает ощущение скорби, внутренней неудовлетворенности. Это ощущение является следствием моей любви к страсти, привязанности к ней. И это ощущение как бы побуждает меня удовлетворить страсть, дать ей то, что я привык ей давать, в надежде на то, что она успокоится и не будет мучить мою душу. Но т.к. страсти противоестественны душе, то они никогда не удовлетворят её. Лишь на короткое время создастся ложное ощущение покоя, которое впоследствии по жизни будет становиться всё меньше и меньше, а затем и вовсе исчезнет, принося душе одни страдания.

    Поэтому необходимо принять ощущение скорби по причине неудовлетворенности страсти как спасительное средство, необходимое в избавлении от страсти. Чем меньше моя привязанность к страсти, тем меньше будет эта скорбь. А когда полностью будет разорвана эта привязанность, то тогда и скорбь полностью прекратится.

    Т.е. не нужно бояться этой скорби, не нужно идти на поводу страсти, помня, что такого рода скорбь временна. Мне остается только смириться с тем, что нужно преодолеть эту скорбь, не отдаваясь страсти, на поводу которой я привык идти.

    «Вот и хорошо, что скорбь. Слава Богу за неё!»

    • смирение с тем, что каждый человек свободен и решает сам за себя, что и как ему делать, и мы не властны друг над другом (не можем изменить душу человека помимо его воли) – «Не в силах я изменить волю других людей»;

    2)  Чувство благодарности Богу за эту скорбь и чувство радости о ней – т.к. эта скорбь свидетельство того, что греховная привычка не находит себе пищи, что разрывается к ней привязанность с моей стороны, следовательно душе будет только хорошо: «Благодарю тебя, Господи, за посланную скорбь! Всё правильно, всё верно! Достойное за грехи принимаю!»;

    3)  Чувство сострадательной любви в молитве за человека, от которого идет искушение, в ответ на которое я обижаюсь: «Господи, помоги ему! Не оставь его! Приведи его к истинному покаянию, какими Сам знаешь путями и судьбами! Да будет на всё святая воля Твоя»;

    4)  Чувство доброжелательности, великодушия, прощения к человеку, от которого идет искушение.

    ***

    Всё вышеизложенное можно выразить молитвенным воззванием: «Господи, благодарю Тебя за посланную мне скорбь! Достойное за грехи свои принимаю. Всё правильно, всё верно. Укрепи меня на этом пути, потому как слаб я и немощен, и имею только одно упование на Тебя! Ненавижу грех этот, буду ему сопротивляться во что бы то ни стало. Помоги, Господи, моему ближнему, не оставь его. Приведи его к истинному покаянию, какими Сам знаешь путями и судьбами. Да будет на всё святая воля Твоя. И прости меня недостойного, что не могу должным образом понести его немощи и недостатки».

    Примечания:

    • Если нет явных оскорблений и унижений, то нужно стараться не спешить с выводами, задавая себе вопросы о том, что всё ли известно, чтобы судить об этом именно так, и, вообще, есть ли необходимость судить об этом в данный момент;
    • Отрывать внимание ума нужно от оскорблений и унижений, не обращать на них внимание. Но то, что говорится по существу, нужно принять во внимание, и, если есть в том реальная необходимость (если это непротивно совести), постараться выполнить (какое-то указание руководителя, просьбу близкого и т.п.);
    • Словесные обращения, приведенные в кавычках, являются лишь примером мыслей, которые можно приводить себе на ум, ища при этом конкретные спасительные для души чувства. Мысли, слова могут быть и другими; главное, чтобы они помогали возгревать необходимые чувства. Эти чувства, с обращением к Богу за помощью и являются главной целью борьбы со страстью.
    • Необходимые спасительные чувства в моменты борьбы за них могут сразу не проявляться в душе. Этим не нужно смущаться, а необходимо смириться с тем, что нужно определенное время, чтобы научиться воспроизводить в себе конкретные чувства, призывая при этом Бога на помощь.
    • Для тех, кто пока не умеет воспроизводить эти спасительные чувства, можно пользоваться таким приемом: вспоминать те случаи, в которых эти чувства проявлялись. И когда при воспоминании возникнет необходимое чувство, переводить внимание ума с воспоминаемого случая, на тот, который происходит в данный момент времени, и уже в отношении него подогревать возникшее чувство. Но главное – нужно просить Бога о помощи, приходя к ощущению собственного бессилия самому возгреть спасительные чувства, и к ощущению надежды только на Бога, на Его милость, с решимостью продолжить борьбу.