Полноценная личность
В процессе жизни человек, сталкиваясь с разного рода трудностями, особенно исходящими от окружающих людей, пытается, отстаивая свои позиции, прийти к ощущению полноценной личности. И вот здесь встает вопрос – а что значит быть полноценной личностью? И верные ли я избираю критерии для того, чтобы стать этой полноценной личностью?
Чаще всего под этой фразой – «быть полноценной личностью» — понимается ощущение собственной самодостаточности, значимости, независимости, уверенности в общении с кем бы то ни было. В большинстве случаев человек пытается избавиться от ощущения подавленности, униженности, страха противостоять другим, ощущения неудовлетворенности в общении с окружающими и т.п.
Для того, чтобы стать вот такой вот «полноценной личностью», многие буквально устраивают войну с окружающим миром, пытаясь расставить всё и вся по местам, не позволяя никому переходить на его личность, причем совсем не пренебрегая делать это в отношении окружающих. И чем увереннее он это делает, тем полноценнее воспринимает свою личность.
Но верным ли ориентиром избрал человек полноценность? Полноценна ли личность, обладающая качествами, которые стремится заполучить человек?
На самом деле, в большинстве случаев, к сожалению, приходится констатировать, что под полноценной личностью, разумеется стремление человека к удовлетворению собственного самолюбия, когда бы всё или многое из внешнего мира происходило бы так, как хочется человеку. Само ощущение неполноценности, от которого человек пытается избавиться, является следствием развитого самолюбия. И вместо того, чтобы встать на путь искоренения самолюбия, многие пытаются еще больше его разогреть в себе, но уже с другой стороны.
Чтобы понять, что значит полноценная личность в реальности, нужно рассмотреть, что из себя представляет полноценность и неполноценность с правильной духовно-нравственной точки зрения. Т.е. нужно разобраться, что является добром для человека, а что является злом для него.
Добро – это правильное движение души человека, в согласии с внутренним нравственным ориентиром – с совестью, в согласии с волей Бога, когда мысли, желания, чувства, и исходящие из них поступки, совершаются уместно, своевременно и в нужной мере.
Злом же является неверное движение души, в противность совести, не в согласии с волей Бога, с неуместным, несвоевременным или без нужной меры проявлением желаний и чувств, а также соответствующих поступков.
Основанием зла является самостно-гордостный дух (самость) – когда человек стремится построить свою жизнь, приобрести истинное умиротворение без Бога. «Мне не нужен Бог. Я сам устрою свою жизнь и буду счастлив».
Когда не удовлетворяется этот дух, на душе возникает скорбь, и человек, стремящийся жить в угоду самостно-гордостному духу, пытается найти средства для его удовлетворения, направляя свои чувства совершенно не к месту, не ко времени и без нужной меры. На время создается иллюзия благополучия. Но так как такое движение души идет против природы души, какой её создал Бог, то полного удовлетворения не наступает, и возникшая иллюзия внутреннего благополучия разрушается, и скорбь возвращается. Причем в большей мере. Так как помимо скорби от неудовлетворенности природы души присоединяется скорбь от неудовлетворенной совести (так называемые угрызения совести).
Вот и получается, что человек, пытаясь уйти от скорби путем удовлетворения самости, гордыни, на самом деле эту скорбь со временем усиливает. И в процессе жизни приходит к тому, что становится неспособным преодолевать практически любую трудность. Если раньше, когда еще не было достаточной утвержденности в самостно-гордостном духе, нужно было еще постараться, чтобы вывести человека из себя, привести его к внутренней неудовлетворенности, то в дальнейшем достаточно меньшего воздействия, а чем дальше – даже намека на трудность, чтобы человек пришел в скорбное состояние души.
Поэтому, чтобы прийти к полноценности собственной личности, собственной души, нужно встать на путь искоренения в себе самостно-гордостного духа, стремясь привести свои чувства в порядок, чтобы в ответ на любую трудность и искушение проявлялись необходимые чувства – идущие в согласии с природой души и в согласии с совестью. Вот тогда и не будет неудовлетворенности природы души и угрызений совести. Более того, именно тогда человек станет способным привлекать в свою душу источник своего счастья – благодать Бога, которая и дает всё то, что и делает человеческую душу полноценной.
Человек не создан самодостаточным, имеющим в себе источник своего счастья и благополучия. Такова природа его души. Поэтому нужно смириться с этим и делать то, что действительно сделает душу полноценной, стремясь в конечном итоге соединиться по настрою души с Богом, источником истинного блаженства. Что совершается через правильную борьбу с проявлениями самостно-гордостного духа (страстями), воспитание в себе истинных добродетелей с обращением к Богу за помощью.
Полноценность личности заключается не в том, чтобы ощущать себя всесильным и самодостаточным, крутым и непоколебимым, правильным и праведным. Это как раз признаки неполноценности личности, т.к. всё это идет против самой природы души, какой её создал Бог. Из такого стремления души рождаются самомнение и самоцен, самоуверенность и самонадеянность, самодовольство и самолюбие. Всё это никогда не принесет душе покой и умиротворение, а будет лишь рисовать иллюзию благополучия, которая, как и случается со всякой иллюзией, обязательно разрушится, принеся душе боль и разочарование.
Полноценность души в том, чтобы как раз ощущать себя несамодостаточной, т.е. тем, кем она и является, ощущать необходимость в помощи Бога, из чего иметь в душе смиренно-сокрушенный настрой перед Ним, простирающий надежду на милость Бога, решительно противостоящий погибельным для души привычкам и навыкам (страстям), воспитывающий вместо них истинные добродетели.
В итоге, сталкиваясь с разного рода трудностями, воспитывая вот такой вот настрой души, человек не будет входить в ощущение подавленности и уныния, униженности и оскорбленности, которые, как сказано выше, являются следствием развитого самолюбия. Но в то же время не будет сидеть на ощущении самоуверенности и самонадеянности, самомнения и крутизны.
Нет, в нем будет сочетаться чувства смирения (которое в первую очередь помогает спокойно преодолевать любую трудность), сокрушения о своих грехах, решимости бороться с ними во что бы то ни стало, с обращением к Богу за помощью в чувстве упования и надежды на Его милость.
Такая душа никогда не будет выходить из себя, теряя самообладание и терпение, но в то же время будет способна при необходимости твердо стоять в истине, сопротивляясь и давая отпор в нужной форме окружающим. При этом не озлобляясь, не обижаясь на своих обидчиков. И даже способна на явление к ним чувства великодушия, доброжелательности и сострадания.
Вот такого рода полноценность призваны искать в своей душе все те, кто хочет стать по-настоящему полноценным и благополучным. Это единственный и надежный путь к ним. И каждому решать за себя – рисовать себе иллюзии благополучия и полноценности, воюя с «ветряными мельницами», пыжась сделать из себя того, кем просто невозможно стать по природе, либо, отвергнув все иллюзии и поползновения самостно-гордостного духа, встать на путь воспитания истинных добродетелей, приносящих в душу то, чего она и жаждет по своей природе, какой её создал Бог.