Мой блог

Психоанализ, Фрейд и его последователи

Наверное, только единицы на сегодняшний день не слышали о таком методе и учении в психологии, как психоанализ, основателем которого является австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг).

Его теория взгляда на душу и методы воздействия на неё стали популярны в начале 20-го века и до сих пор привлекают внимание людей, желающих облегчить своё душевное состояние.

Люди даже стали верить, что Фрейд сделал некую революцию в сфере психологии, приписывая ему то, что, на самом деле, было открыто и озвучено за много веков до него.

Однажды в 1973 году была попытка группы исследователей написать книгу в поддержку Фрейда и его метода психоанализа, в результате чего, эти же исследователи сделали вывод – доказательств нет.

Один из известных на сегодняшний день исследователей сознания, нейробиолог Станислас Деан написал о Фрейде и его идеях так: «Не будет преувеличением сказать, что из всех высказанных в его работе идей самые убедительные принадлежат не ему, а его собственные относятся к числу неубедительных».

Основная мысль психоанализа заключается в том, что все проблемы душевного толка у людей возникают по причине неудовлетворения своих потаенных желаний, которые человек постепенно как бы вытеснил из своего сознания в «бессознательное», в связи с чем, возникает некий внутренний конфликт, который и приводит к проблемам. Поэтому задача психоаналитика (использующего метод психоанализа) выяснить, что же было вытеснено и неудовлетворено, и помочь своему подопечному осознать это, удовлетворив «потребности», скрытые в «бессознательном», что в итоге должно привести к улучшению душевного состояния.

Следует сразу заметить, что Фрейд был чистой воды материалистом, что непременно отразилось на его взглядах в отношении души, которую он сводил к функциям головного мозга и ЦНС (центральной нервной системы).

При этом, как это часто бывает в психологии материалистического толка, нравственная суть вытесненных желаний и «потребностей», которые надобно (?) удовлетворить, — не имеет никакого значения.

Душа (психика) по мнению Фрейда представлялась ему в виде трех взаимодействующих составляющих:

  • Бессознательное (Идо или оно) – врожденные неосознаваемые желания, стремление к продолжению рода (эрос, либидо, энергия жизни) или к саморазрушению (танатос), биологические потребности. Бессознательное управляет поведением человека.
  • Супер-Эго — приобретаемое в течение жизни осознанное отражение социальных норм и правил, некий моральный кодекс, которым руководствуется человек по жизни, ограничитель поведения человека. Т.е. это усваиваемые от окружающих нормы поведения и проявления совести (неосознаваемого внутреннего ограничителя), интуиции, вдохновения, стремление к героизму.
  • Эго – сам человек с присущим ему разумом, рассудком, внешним контролем, способности принимать решения. Изначально управляется бессознательным, затем определяется супер-эго. Эго стремится удовлетворить то, что в бессознательном – желания, ориентируясь при этом на супер-эго.

При этом Фрейд и его последователи упускают из виду главное – суть стремлений, желаний, влечений, принятого на вооружение морального кодекса, их нравственную окраску. Главное – вспомнить и удовлетворить то, что скрыто в «бессознательном».

А что в нем скрыто, на самом деле, решает психоаналитик. И тут, как говорится, у кого больше фантазия, у того и интереснее варианты «бессознательного». По факту психоаналитик, просто, навязывает своему подопечному свой взгляд на то, что творится в его душе, порой, высасывая из пальца всякую чепуху, не выдерживающую никакой критики.

Психоаналитик предлагает человеку начать рассказывать о себе что угодно (метод свободных ассоциаций), обязательно отметая страх и стыд, полагая, что только так удастся выяснить, что таится в «бессознательном». По сути, психоаналитик, вот так ориентируя человека, направляет его сходу на путь возгревания страстей (греховных навыков и привычек), в которые нужно нырять с головой. И немудрено, что люди начинают нести разного рода околесицу и бред, озвучивая свои греховные желания и стремления. И на этом основании делаются выводы о том, что именно нужно удовлетворять. Вариант, на самом деле, один – свои страсти.

Более того, фрейдисты не учитывают естественного явления искажения воспоминаний под воздействием полученного опыта, определенных заболеваний, фантазий, умысла, уже сформировавшихся привычек и т.п. Так что добраться до истинного хода событий путем воспоминаний не всегда возможно. А в некоторых случаях даже опасно, когда можно тем самым спровоцировать человека на более тяжелую болезнь, в силу отсутствия достаточного потенциала правильно перенести поднятое из глубин памяти. Не говоря о том, что многое из «воспоминаемого» психоаналитики сами же и придумывают, и пытаются внушать своим подопечным, вследствие чего можно «вспомнить» то, чего никогда не было и не могло быть.  Но об этом чуть позже.

Фрейд полагал, что человек никогда не говорит что-либо просто так, и что в каждом слове проявляет себя «бессознательное». И, если человек что-то перепутал, как-то неправильно произнес слово или фразу, то это неспроста – из него прорывается «бессознательное» (так называемые оговорки по Фрейду). Вот такой самоуверенный подход не допускает того, что ошибки бывают разного рода, исходящие из разного физического и душевного состояния человека, обусловленные разными причинами. Например, детям свойственно путать слова, менять их порядок, исходя из несформированности мышления и незрелости сознания. Люди, имеющие заболевания нервной системы, находящиеся под воздействием отравляющих веществ, в состоянии сильной физической усталости могут естественно оговариваться, произнося совсем не то, что хотели. Но фрейдизм мыслит по этому поводу категорично, отметая сходу реально возможные и существующие причины, зацикливаясь лишь на одной из них.

Немаловажное значение Фрейд уделял сексуальной подоплеке душевных проблем. Так, он считал, что дети в определенном возрасте испытывают сексуальное влечение к родителю противоположного пола (сын к матери, дочь к отцу) – так называемый Эдипов комплекс. Из-за чего и возникают конфликты между детьми и родителями, проявляется ревность между ними. При этом Фрейд, конечно, же игнорирует те случаи, когда дочь ревнует маму к отцу или сестру к другим людям.

Фрейду в голову не приходило, что ревность не всегда связана с сексуальным влечением, и что это чувство характеризуется более внимательным отношением к кому-либо или к чему-либо. Поэтому чувство ревности можно направить куда угодно, по отношению к чему и кому угодно.

Самолюбивый человек, развивший в себе страсти властолюбия и мнительности, может ревновать безо всякого сексуального подтекста разное количество людей, не взирая на их пол.

Некоторые неврологические расстройства Фрейд непременно пытался привязать к сексуальному опыту. Так, например, двоюродной сестре своего друга, страдающей от экземы вокруг рта, нервного тика в виде сосательного движения губ, испытывающей с детства затруднения с речью, Фрейд поведал, что причиной всего этого является забытый ею факт принуждения её к оральному сексу со стороны её отца. Фрейд пытался внушать несчастной, что было так, как сказал он, но она забыла об этом, а точнее – не желает помнить об этом.

С чего же, спросите, Фрейд решил, что все озвученные проблемы имеют именно такую причину? – Полагаю, из-за развитых самомнения и самоуверенности, рождающих крайне извращенный взгляд на мир и на людей.

Доказательствами определяющего значения секса в жизни людей, Фрейд считал собственный личный опыт, когда он, например, умышленно воздержавшийся на определенный срок от близости со своей женой, со временем стал испытывать проблемы не только с душевным настроением, но и с сердцем. То, что проблемы физические и проблемы душевные не одно и то же, Фрейд даже не стал брать во внимание. Ведь по его мнению душа и тело – одно и то же. И, понятное дело, исходя из духа самоуверенности, невозможно принять к сведению, что все люди разные, и что по-разному они могут реагировать на один и тот же фактор воздействия, в том числе и физически. И чем меньше смирения в душе, тем сильнее выражен погибельный для души ответ в чувствах на происходящее.

В психоанализе распространены толкования сновидений, анализ мест в процессе свободных ассоциаций, во время которых человек не может высказаться по поводу произошедшего в прошлом (интерпретация сопротивления), анализ трансфера – переноса на психоаналитика чувства любви или ненависти, которое пациент испытывал к другим людям, к родителям. Понятное дело, все эти анализы зависят от фантазий психоаналитика.

Например, проявления к психоаналитику чувства любви или раздражения, ненависти, говорит о том, что пациент проявлял эти чувства к кому-то из близких ему людей, чаще в детстве, но потом подавил их. И теперь «бессознательное» в ходе общения с психоаналитиком стало прорываться, в связи с чем человек проявил эти чувства к самому психоаналитику. Т.е. сам психоаналитик, его поведение ни при чем, даже, если он будет себя вести как умалишенный, или когда обратившийся к нему для решения своей проблемы потратил не один год и приличную сумму денег, а на выходе ничего внятного так и не получил.

Конечно, есть те моменты, когда проявляются сформированные в прошлом, с раннего детства душевные привычки, включая страсти. Но есть и конкретные жизненные обстоятельства, на которые человек реагирует в данный момент времени. Т.е. если человек проявляет раздражение, недовольство или, напротив, симпатию и любовь к психоаналитику, то это не потому, что в прошлом он проявил эти чувства к конкретному человеку, и затем их подавил и вытеснил в «бессознательное», а потому, что на данный момент психоаналитик воспринимается определенным образом обратившимся к нему за помощью. И в зависимости от общего движения души клиента в данный момент времени, а также от имеющихся у него душевных навыков, проявляются конкретные чувства и совершаются соответствующие поступки.

Т.е. любые факторы, воздействующие на нас извне или изнутри, обнажают сформированный настрой души в виде определенных душевных чувств. Эти чувства могут быть естественны, греховны (погибельны для души) или добродетельны – в зависимости от ситуации и от общего стремления души. Человеку, например, естественно по природе испытывать отвращение от непотребств и извращений. Или, когда тот же психоаналитик городит очередную «дичь», а клиент отвергает её, то причина не в том, что человек переносит на психоаналитика свои скрытые в «бессознательном» желания, а в конкретном поведении психоаналитика и сформировавшемся у клиента взгляде на подобное.

Как и другие распространенные направления психологии (включая гештальт терапию, КПТ), психоанализ совершенно не вникает в нравственную подоплеку желаний и влечений, которые предлагается вытащить из «бессознательного», осознать, а затем попытаться удовлетворить.

«Бессознательное» в действительности вмещает в себя, как явления естественные (чувства как таковые, способность проявлять определенные желания), так и явления добра (добродетельные чувства и навыки) и зла (греховные чувства и желания, идущие против совести и заповедей Бога, а также чувства и желания, навеваемые извне бесами). Поэтому для удовлетворения «бессознательного» необходимо для начала разобраться, что в нравственном плане представляют из себя конкретные желания и нужно ли их удовлетворять.

Та же беда с супер-эго – в котором Фрейд (и немало современных психологов) смешал чисто внешнюю мораль, т.е. то, что принято в качестве допустимого в конкретном обществе, совесть (как внутренний нравственный ориентир, независящий от принятых общественных норм и внешней морали, которая может оказаться в итоге аморальной с позиции совести) и самостно-гордостный дух (стремление человека устроить свою жизнь без Бога, самостоятельно, на духе самоутверждения). В связи с чем нужно было бы различать, чего нужно придерживаться и что необходимо брать в качестве жизненного ориентира, а что нужно отметать и отсекать в себе.

Фрейд полагал, что эффективность его подхода, подтверждается на практике, которую он описывал в своих трудах. Но, если серьезно подойти к их изучению, опираясь на свидетельства его клиентов, то никаких успехов теория Фрейда на практике не имела.

Например, в своей книге «Из истории одного детского невроза», Фрейд повествует случай человека-волка, русского аристократа, мучившегося от длительной депрессии, который чудесно излечился после серии сеансов у Фрейда. В действительности, Сергей Панкеев, тот самый пациент Фрейда, спустя полвека в разговоре с журналистом поведал: «Я в том же состоянии, в котором и пришел к Фрейду».

Фрэнк Саллоуэй, американский психолог и историк науки, изучая описанные Фрейдом случаи исцеления своих подопечных, пришел к выводу: «Каждый из опубликованных случаев Фрейда играет роль в психоаналитической легенде, но чем больше деталей вы узнаете о каждом случае, тем сильнее становится изображение Фрейда, скручивающего факты в соответствии с его теорией». Попросту Фрейд врал.

Почему же, спросите вы, психоанализ до сих пор популярен и используется в мире, не смотря на его несостоятельность и разоблачение влиятельными исследователями в сфере психологии?

Тодд Дюфрен (канадский социолог и культуролог) говорит об этом так: «Столько работ опубликовано, столько репутаций возведено, столько денег ежедневно тратится на право полежать на кушетке у «ведущего специалиста по Фрейду»». В общем, очень сложно отказаться от мысли, что всё потрачено на чепуху и абсурд. Причем это сложно признать не только фрейдистам, но и многим психологам других направлений, которые по сути имеют подобный общий искаженный взгляд на душу человека. Более того, сами люди, обращающиеся к психоаналитикам, годами лежащие у них на кушетках, тоже не желают принять мысль о том, что их пусть и несознательно, но обманывают. И это несмотря на отсутствие реального положительного эффекта на практике.

А также немаловажным является личное движение души конкретного человека. Тот, кто стремится к тьме, не желает смотреть на свет.

Фрейд же просто озвучивал свои домыслы и даже не пытался их обосновывать и тем более доказывать. Т.е. всё должно было восприниматься на веру, причем извращенного качества через анально-генитальную обусловленность. Фрейд для психоаналитиков является неким божеством, который дал заповеди, в которые нужно просто поверить и исполнять, игнорируя отсутствие необходимого положительного эффекта и наличие негативных последствий, как у клиентов, так и у самих психоаналитиков.

Есть мнение, что Фрейд «гениален» примерно, как Остап Бендер, а его последователи похожи на «детей» Лейтенанта Шмидта с дипломами психоаналитиков, которые успешно трудятся высокооплачиваемыми экскурсоводами в страну дураков для искателей психиатрической экзотики.

Сам общий естественный принцип анализа душевного состояния с рассмотрением его проявлений, Фрейд и его последователи довели до абсурда, смешав две разные природы человека (тело и душу) воедино, глядя на всё через искаженную призму самоуверенности и самомнения.

Конечно, для того, чтобы решить душевную проблему, необходимо провести определенный анализ душевного состояния, выяснив общую направленность души, проявления чувств в конкретных обстоятельствах, нравственную окраску этих чувств, отношение к этому самого человека, предпринимаемые им действия. Но делать это нужно в верном направлении и с верной точки зрения, взяв абсолютные ориентиры – совесть и заповеди Бога, а не собственные фантазии и домыслы.

В этом смысле каждый человек призван быть психоаналитиком, анализирующим свою душу, то, что в ней происходит, особенно в трудностях и искушениях.

Душевные проблемы никогда не решатся, если только осознавать их наличие и даже их причины, не говоря о том, что проблем будет больше, если причины будут высосаны из пальца и не соответствовать действительности.

Осознание проблемы – лишь первый шаг на пути к исцелению души. Один шаг даже в нужном направлении никак не приведет никого к необходимому результату. Поэтому нужно проделать остальные шаги – начать отсекать в себе проявляющиеся греховные привычки, страсти, воспитывая вместо них истинные добродетели, при этом обращаясь к Богу за помощью. И это в каждом жизненном случае.

В ходе именно такой внутренней работы душа избавляется от погибельных для неё привычек (страстей), формируя необходимые естественные и добродетельные навыки (добродетели), привлекая благодать Бога, которая помогает связывать в душе страсти, укреплять добродетели, принося внутренний мир, гармонию, полноту чувств и блаженство.

Кроме психоанализа (т.е. работы на уровне рассудка), необходимо верное внутреннее (на уровне чувств) делание, ведущее к изменению к нравственно лучшему состояния души, без иллюзий и абсурда.

Необязательно лезть в прошлое, в детство (в котором якобы всегда лежит причина всех сегодняшних душевных проблем человека) чтобы начать избавляться от страстей. Настоящее уже обнажает их в виде неверной душевной реакции на происходящее перед собственным носом. Теперь важно определить верную направленность чувств, и начать продвигаться в нужном направлении.

Без нравственного изменения к лучшему невозможно избавиться от душевных проблем без вреда собственной душе.

Психоаналитик, игнорирующий истинную нравственность, стремящийся тупо удовлетворить любые желания, подобен слепому, который за собой ведет других слепых в пропасть. Что и доказывает реальность – когда психоаналитиков пруд пруди, а душевное состояние человечества из года в год ухудшается.