Психология истинная и ложная
«По плодам их узнаете их.» (Матф.7:16)
Психология (от др.-греч. ψυχή «душа»; λόγος «учение») – наука о душе, о происходящих в ней процессах, имеющихся закономерностях, и о методах улучшения душевного состояния.
На сегодняшний день полно разных психологических теорий, школ и методик. Чем же они отличаются друг от друга и какой из них можно руководствоваться, чтобы реально изменить свою жизнь к лучшему? Ключевое слово «реально» — т.е. на самом деле, не создавая иллюзию благополучия.
Для этого нужно понимать, в чем же состоит истинное душевное благополучие человека и что стоит препятствием на этом пути. Проще говоря – что нужно приобретать, а от чего избавляться.
В целом, каждый из нас, так или иначе, когда говорит о душевных проблемах, чувствует что-то не то на душе. Именно исходя из этой душевной неудовлетворенности, мы и начинаем искать пути избавления от внутренней тяжести. И наталкиваемся на обилие предложений, каждое из которых обещает нам приобрести именно то, что мы ищем.
Время идет, пробуя одно, переходя к другому, мы пытаемся наполнить свою душу миром, радостью, счастьем и блаженством. Но находим ли мы это всё вполне? Помогает ли нам принятая на вооружение теория и методика продвинуться дальше к умиротворению собственной души, или же мы каждый раз оказываемся в состоянии как будто бы и не начинали ничего? Не получается ли так, что мы ходим по замкнутому кругу, теряя надежду на избавление от усиливающегося беспокойства в связи со снижением эффективности используемых методов и средств?
Так вот, если теории, методики, практики никак не позволяют даже начать идти по пути реального приобретения истинного мира и благополучия, то самое время задуматься – нужно ли продолжать идти таким путем?
Если не решать проблемы по существу, борясь с последствиями как таковыми, то в любом деле будет мало толку. А в дальнейшем будет становиться хуже и тяжелее.
Поэтому важно выявить корень проблемы и избрать верные средства для его уничтожения.
И вот здесь современный мир психологии, как научной дисциплины, к сожалению, находится в плачевном положении.
Одни предлагают чисто внешне менять свой мир, который, к слову, поменять далеко не каждому под силу. Другие зацикливают людей на удовольствиях как таковых, без особой фильтрации средств к ним. Третьи предлагают изменять душевное состояние с помощью фармакологических средств и физиопроцедур. Четвертые погружают человека в чувства, предлагают работу с ними (что ближе, на самом деле, к цели), но не разбирают самой нравственной основы этих чувств, заводя людей в иллюзию благополучия, которая, как и всякая иллюзия, непременно со временем разрушается вместе с душой человека.
Психологические школы можно разделить в целом на материалистические и идеалистические.
Первые сводят всё сугубо к приземленному и грубо вещественному, так что от души остаются лишь нейроны и электрические связи.
Идеалисты пытаются связать состояние души с нематериальным (духовным) миром и его законами.
С первыми в целом всё, как говорится, понятно. Здесь вспоминаются слова знаменитого русского энциклопедиста, гения Михайло Ломоносова: «Нездраворассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.». Т.е. материалистический подход к нематериальному (предмету изучения психологии) абсурден и противоестественен.
Со второй группой психологов, т.е. с идеалистическими школами и методиками, не всё так просто. Хотя все они пытаются подходить к душе с позиции её духовной природы, но зачастую неправильно раскрываются её проявления и, главное – не подбираются необходимые средства к изменению состояния души к лучшему в реальности.
Т.е. недостаточно избирать верный подход к изучению души с позиции её нематериальной природы. Важно постигать саму суть происходящего в ней, причины возникновения проблем и способы их искоренения.
Проблема большинства современных психологических школ заключается в том, что они не учитывают наличие в душе каждого человека самостно-гордостного духа (противоестественного стремления души человека быть самому по себе, без Бога, полностью автономным) и рождающихся из него вредных душевных привычек, страстей. Нет различения между естественным проявлением чувств и страстным. Всё мешается в кучу. И в итоге, как следствие, направляя душу по ложному пути, самостно-гордостный дух, привязанность к нему (что и является причиной душевных мук и страданий) возрастают в душе человека, и ему становится хуже.
Психология с христианской точки зрения призвана к воспитанию в душе человека истинных добродетелей – спасительных для души душевных привычек в чувствах и желаниях, удовлетворяющих природу души, совесть (как нравственный внутренний ориентир), идущих в согласии с волей Бога, Который и есть источник душевного благополучия каждого. Поэтому воспитание добродетелей непременно связано с обращением к Богу за помощью.
Для этого нужно отсекать в себе проявления самостно-гордостного духа, страсти; видеть их проявления в чувствах и желаниях, отличая страсть, естество и добродетель друг от друга.
Современная психология в своем превалирующем большинстве предлагает путь иллюзий, создавая видимость благополучия, переключая внимание с одного средства для самоутверждения на другое, попросту говоря, смену шила на мыло.
Если и есть обращение к Богу, то совершенно выхолощенное, поверхностное, сопряженное со всякого рода суевериями и магией, еще больше подогревающих в душе самоуверенность и самонадеянность (проявлений самостно-гордостного духа).
Поэтому важно не просто избрать нужную сферу исследования (изучать душу, как явление духовного мира, а не материю, коей душа не является), не просто работать с чувствами (которые определяют настрой души каждого из нас), но и учитывать наличие в душе самостно-гордостного духа, помогая человеку видеть его проявления, избавляться от привязанности к нему, воспитывая в своей душе истинные добродетели с обращением к Богу за помощью в ежедневных жизненных искушениях.
Человеку, который пытается практиковать как психолог, необходимо самому воспитывать в себе верный душевный настрой, чтобы опытно постигать то, к чему он призван сподвигать своих подопечных. Чтобы становиться способным видеть суть проблемы и избирать нужные в данный момент времени способы для врачевания души.
Невозможно внятно и предметно говорить о том, чего не постигаешь и чем даже близко не занимаешься. Всё будет пресно, косно, отвлеченной философией, никак не способной коснуться души человека.
Христианская психология – это изменение реальности собственной души в лучшую сторону в процессе личной внутренней борьбы с неправильными душевными чувствами и с помощью Бога, Который есть источник истинного блаженства каждой души и Единственный, кто может освободить её от власти самостно-гордостного духа и страстей.
Т.е. это двусторонний процесс – человек делает то, что необходимо со своей стороны, а Бог подает окончательный результат. Если чего-то из этого нет, то ни о каком блаженстве мечтать не придется. Т.к. без усилия воли человека, без понуждения себя на приобретение истинных добродетелей никто, в том числе Господь Бог не может изменить состояние души. Но и сами по себе усилия человека еще не дают блаженства, т.к. источником его является Бог.
Кто пытается опираться только на самого себя, отвергая Бога, тот, проявляя самоуверенность и самонадеянность, питает в себе корень своих же проблем и причину душевных мучений – самостно-гордостный дух.
Тот же, кто надеется на Бога и со своей стороны палец о палец не ударяет для воспитания в себе истинных добродетелей в борьбе со своими страстями, так же проявляет самоуверенность и самонадеянность (имеет ложную веру и надежду) и в итоге питает самостно-гордостный дух со всеми вытекающими последствиями, описанными выше.
Истинная психология всегда ведет к подлинному умиротворению души, делая его нравственно лучше, умеющего управлять своими чувствами, удовлетворять запросы совести, исполнять волю Бога, совершать необходимые поступки. Т.е. такая психология приводит человека в гармоничное состояние с природой собственной души и Ее создателем, Богом.
Только истинная психология обогащает душу человека, делая его счастливым по-настоящему — на земле и в вечности.