Методички

Раздражение, гнев

Чувство раздражения является греховным, когда оно проявляется неуместно, несвоевременно и/или без меры.

1) Несвоевременно, неуместно — раздражение, гнев по причине неудовлетворенного самолюбия, самостно-гордостного духа:

  • в ответ на действия окружающих людей (отдельного человека или группы людей), которые делают что-то не по-моему («как же они меня достали»);
  • в ответ на события, когда что-то происходит не по-моему – болезни, трудности, собственная неспособность что-либо осуществить («да что ж такое, сколько можно»).

2) Без меры — гнев и раздражение могут проявляться уместно и своевременно – в ответ на происходящее зло. Например, кто-то увлекает людей на путь греха, подбивает на какое-то зло, и в ответ на это проявляется раздражение и гнев. Но при этом эти чувства полностью захватывают душу, в связи с чем омрачается ум и, как следствие, эти чувства становятся причиной неблагоразумных и греховных поступков.

Для того, чтобы избавиться от страстного (греховного, приносящего вред душе) чувства раздражения, гнева, необходимо в момент искушения (жизненной трудности), когда проявляется это раздражение и гнев, начинать отрывать внимание ума от них и, призывая Бога на помощь, возгревать, воспроизводить в себе следующие чувства:

1) Осознание того, что эти греховные чувства приносят вред и мучения душе, и чувство необходимости избавления от них – «Что же я делаю – сам себя отдаю погибели»;

2) Чувство смирения:

  • с тем, что есть («Ничего не поделаешь. Как есть, так и есть.»),
  • со скорбью от неудовлетворенной страсти:

В тот момент, когда начинается сопротивление греховному чувству, когда предпринимаются попытки не отдаваться ему, то возникает ощущение скорби, внутренней неудовлетворенности. Это ощущение является следствием моей любви к страсти, привязанности к ней. И это ощущение как бы побуждает меня удовлетворить страсть, дать ей то, что я привык ей давать, в надежде на то, что она успокоится и не будет мучить мою душу. Но т.к. страсти противоестественны душе, то они никогда не удовлетворят её. Лишь на короткое время создастся ложное ощущение покоя, которое впоследствии по жизни будет становиться всё меньше и меньше, а затем и вовсе исчезнет, принося душе одни страдания.

Поэтому необходимо принять ощущение скорби, возникающее по причине неудовлетворенности страсти, как спасительное средство, необходимое в избавлении от страсти. Чем меньше моя привязанность к страсти, тем меньше будет эта скорбь. А когда полностью будет разорвана эта привязанность, то тогда и скорбь полностью прекратится.

Т.е. не нужно бояться этой скорби, не нужно идти на поводу страсти, помня, что такого рода скорбь временна. Мне остается только смириться с тем, что нужно преодолеть эту скорбь, не отдаваясь страсти, на поводу которой я привык идти.

«Вот и хорошо, что скорбь. Слава Богу за неё!»

  • Если искушение идет от человека, то нужно смирение с тем, что каждый человек свободен и решает сам за себя, что и как ему делать, и мы не властны друг над другом (не можем изменить душу человека помимо его воли) – «Не в силах я изменить волю других людей»;

3) Чувство благодарности Богу за эту скорбь и чувство радости о ней – т.к. эта скорбь свидетельство того, что греховная привычка не находит себе пищи, разрывается к ней привязанность с моей стороны, следовательно, душе будет только хорошо: «Благодарю тебя, Господи, за посланную скорбь! Всё правильно, всё верно! Достойное за грехи мои принимаю!»;

4) Чувство сокрушения (сожаления с признанием собственной вины и ощущением собственного недостоинства) о раздражении, о своей неспособности достойно понести недостатки ближнего (если искушение идет от конкретного человека), с просьбой к Богу о прощении: «Господи, прости меня грешного и недостойного! Нет во мне любви к душе ближнего; по привычке, недостойный, отдаюсь раздражению и гневу! Нет во мне ничего доброго!»

Примечание: если есть подавленное душевное состояние, уныние, депрессия, то это чувство сокрушения возгревать не нужно (т.е. пропускаем этот пункт);

5) Чувство собственной немощи (неспособности самому справиться с данной страстью раздражения и гнева) и чувство упования, надежды на одну милость Бога: «Помоги, Господи! Сам не смогу! На тебя одно упование! Дай мне сил! Укрепи!»

6) Чувство воодушевления на дальнейшую борьбу со страстью: «Всё, буду бороться, чего бы это мне не стоило. Буду сопротивляться страсти»;

7) Чувство ненависти к греховному раздражению и гневу, отторжение от них: «не хочу больше жить в таких чувствах, ненавижу этот грех!»;

8) Чувство решимости не отдаваться раздражению, противостоять ему, и чувство решимости на возгревание верных душевных чувств, чтобы правильно, достойно (в чувстве смирения) преодолевать внутреннюю скорбь, возникающую по причине сопротивления раздражению (когда не удовлетворяешь раздражение, не идешь у него на поводу, не отдаешься ему, возникает чувство неудовлетворенности, чувство скорби, свидетельствующее о нашей привязанности к этому чувству, которую нужно разорвать для своего же благополучия): «умру, но не согрешу!»;

***

Когда искушение идёт от человека, то вслед за озвученными чувствами, необходимо возгреть:

9) Чувство сострадательной любви в молитве за человека, от которого идет искушение, в ответ на которое я раздражаюсь: «Господи, помоги ему! Не оставь его Твоею милостью! Мучается его душа, страдает! Вразуми его, как Сам знаешь! Да будет на всё святая воля Твоя»;

10) Чувство доброжелательности, великодушия, прощения к человеку, от которого идет искушение.

***

Всё вышеизложенное можно выразить молитвенным воззванием: «Господи, благодарю тебя за посланную скорбь! Достойное по грехам моим принимаю. Всё правильно, всё верно. Укрепи меня на этом пути, потому как слаб я и немощен, и имею только одно упование на Тебя! Ненавижу грех этот, буду ему сопротивляться во что бы то ни стало. Помоги, Господи, моему ближнему, не оставь его. Приведи его к истинному покаянию, какими Сам знаешь путями и судьбами. Да будет на всё святая воля Твоя. Прости меня недостойного, что не могу должным образом понести его немощи и недостатки».

Примечания:

  • Словесные обращения, приведенные в кавычках, являются лишь примером мыслей, которые можно приводить себе на ум, ища при этом конкретные спасительные для души чувства. Мысли, слова могут быть и другими; главное, чтобы они помогали возгревать необходимые чувства. Эти чувства, с обращением к Богу за помощью, и являются главной целью борьбы со страстью.
  • Необходимые спасительные чувства в моменты борьбы за них могут сразу не проявляться в душе. Этим не нужно смущаться, а необходимо смириться с тем, что нужно определенное время, чтобы научиться воспроизводить в себе конкретные чувства, призывая при этом Бога на помощь.
  • Для тех, кто пока не умеет воспроизводить эти спасительные чувства, можно пользоваться таким приемом: вспоминать те случаи, в которых эти чувства проявлялись. И когда при воспоминании возникнет необходимое чувство, переводить внимание ума с воспоминаемого случая, на тот, который происходит в данный момент времени, и уже в отношении него подогревать возникшее чувство. Но главное – нужно просить Бога о помощи, приходя к ощущению собственного бессилия самому возгреть спасительные чувства, и к ощущению надежды только на Бога, на Его милость, с решимостью продолжить борьбу.