Мой блог

Шило на мыло

В сфере психологических услуг можно часто наблюдать, что и порой при обращении за медицинской помощью к врачу – одно лечат, а другое калечат.

Непостигающий причину и суть душевных проблем, ставит цель — любыми средствами убрать проявления этих проблем. И к сожалению, при таком неразборчивом подходе, проблемы не уходят и даже усугубляются. Но при этом создается определенная иллюзия – внешние проявления душевных расстройств меняются. Создается впечатление, что проблема решена, что стало лучше, остается лишь дальше продолжать применять предложенную психологическую практику.

«Разве так бывает?» —спросите вы. Сплошь да рядом.

Возьмем самые распространенные случаи.

Кто-то ведет себя не так, как хотите Вы. Для того, чтобы не раздражаться, не обижаться, не депрессировать и т.д., Вам предлагают относиться к этому человеку как к дурачку, больному на голову, как говорится, с юмором: «ну что с него или с неё взять – дурачок/дурочка». Очень знакомо, правда? Наверняка и без всяких сторонних советов в этом русле Вы и сами не раз пробовали использовать данный прием. И, конечно же, как и многие Вы ощущали некоторое успокоение на душе.

В подобных случаях часто предлагают не обращать внимания и не расстраиваться. Но не обращать внимания, даже после уверенно сказанных слов «не обращай внимания», получается не у всех. И расстройств после сказанного меньше не становится. Хотя бывают случаи, когда некоторым удается воспитать в себе железобетонный пофигизм.

В итоге, такими методами успешно развивается надмение, высокомерие, насмешничество, дух равнодушия и жестокосердия. Т.е. болезни усугубляются, становятся менее приметными, но приносят не меньший, а то и больший вред.

Вот еще случай. Изменил супруг. Совет со стороны – уходи от него (без разницы, что за случай) или измени сама, т.е. отомсти ему. Сразу легче станет. На деле, душа черствеет, и часто ввергается во все тяжкие, в том числе в те, которые сам недавно отвергал и осуждал.

«Скажи ему прямо в лицо! Нельзя держать всё в себе, нужно выплеснуть свои чувства». Думаю, все слышали, а некоторые, наверное, и пробовали бороться с раздражительностью с помощью битья посуды, высказыванием в лицо накипевшего или диких криков наедине с собой (лучше подальше от людей). Сюда можно отнести и боксерскую грушу в виде своего шефа или другого обидчика.

В реальности, человек, постоянно упражняясь в проявлении раздражения, укореняется в нём, и с трудом преодолевает такого рода жизненные трудности и не только. Т.е. нет никакой попытки избавиться от неверного проявления душевных чувств. Есть иллюзия, что, если давать волю всем чувствам, не держать их в себе, то они в конце концов каким-то волшебным образом перестанут мучить душу и даже исчезнут. Возникло желание напиться — не держи свои чувства, напейся! Ведь, когда напьешься, будет хорошо, и потом не захочется напиваться. Если же все-таки захотелось, то нужно повторить.

Проблема не в том, что человек не проявил внешне чувства, скрыл свои эмоции, держит их в себе, а в самой сути этих чувств и эмоций. И при этом не имеет значения — проявляет ли он внешне такие чувства или держит их в себе. Страсти, неверные чувства всегда будут приносить вред душе. Более того, если их выражать внешне, то можно принести вред и окружающим. Т.е. человек согрешит не только внутри своей души, отдавшись погибельным для нее чувствам, но зачастую и внешне, ведя себя недостойно.

Поэтому надо не на внешнюю сторону чувств смотреть — проявляются ли они в поведении или сдерживаются, а на внутреннюю — что из себя представляют чувства. И, если они погибельны для души, идут против совести, против заповедей Бога, то нужно их отсекать в себе (не отдаваться им) и возгревать в такие моменты противоположные им добродетельные чувства, обращаясь при этом к Богу за помощью. Внешне же нужно вести себя достойно, а не как вздумается. Вот только тогда, душа не будет накапливать в себе чувства, от которых плохо, и которые в какой-то момент дадут о себе знать и внешним неприемлемым поведением и конкретными душевными проблемами.

Есть еще интересная практика — писать на листке все свои проблемы, а потом рвать его на части или сжигать, с верой в то, что и сами проблемы истлеют, как этот листок бумаги. Здесь, конечно, магия чистой воды, суеверие, которое подогревает еще больше дух самомнения и самоуверенности, от которого и рождается большинство душевных проблем.

Не менее интересная практика — при угнетенном состоянии, когда что-то совершил плохое, нередко предлагают простить себя. Ну а что: убил дюжину человек, обокрал кого-то, выбил глаз – тяжело на душе? Не проблема – просто возьми и прости себя.

Что объединяет эти общеизвестные практики в борьбе с душеными проблемами? – желание уйти от внутренней неудовлетворенности. Но не только. Избавиться от внутренней скорби естественно. Проблема в том, что все эти методики только еще больше подогревают причину этой внутренней скорби – самостно-гордостный дух, самолюбие. Взамен одной неверной душевной привычке пытаются воспитать другую не менее вредную новую привычку.

Никто бы не покупался бы на этот обман, если бы не испытывал временного «облегчения», точнее иллюзии её. Но суть в том, что такое временное облегчение никак не дает глубокого, незыблемого мира, удовлетворяющего душу вполне. Более того, со временем применяемые методы приедаются, теряют эффект, а потом и вовсе перестают действовать. То, что человек ощущал в первые разы употребления подобных средств – иллюзию покоя, удовлетворенность, — со временем он чувствует всё меньше и меньше. Требуются новые допинги, чтобы хоть на малость избавить душу от страданий.

Почему так?

Дело в том, что корнем любой душевной проблемы является неверное движение души в чувствах и желаниях. Когда наши чувства проявляются совершенно не в то время, не к тому случаю, к которому они предназначены, либо не имеют необходимой меры, то становится не по себе. Это происходит потому, что такое употребление собственных чувств противоестественно для собственной души. Душа никогда не найдет себе покоя, если чувства проявляются не к месту, не ко времени или без нужной меры.

Более того, внутренний нравственный ориентир, вложенный Богом в душу каждого человека, всегда будет не одобрять такой внутренний выбор направленности чувств. И от угрызений совести никак не скрыться, кроме как путем её удовлетворения. А совесть как раз и призывает к нравственно лучшему, т.е. к верному проявлению собственных душевных чувств.

Дух самолюбия, самостно-гордостный дух, если человек им руководствуется, всегда ведет к самообману и созданию иллюзий. Он предлагает человеку сменить одни неверные душевные привычки (страсти) на другие. При этом, как водится, рисует картину, что, как только это произойдет, будет всё непременно прекрасно и хорошо. Но, как это всегда происходит – ни прекрасно, ни хорошо не настает. Всё в конечном итоге накрывается «медным тазом».

Да и сама внутренняя боль во время того или иного случая в большинстве случаев возникает по причине нашей внутренней привязанности к этому духу самолюбия, к духу самости и гордыни. Бьют по нему, и наша душа испытывает нестерпимую боль и скорбь. До того мы срослись с самолюбием, что любой выпад в его сторону приносит нам страдания. Не было бы этой привязанности к самостно-гордостному духу – не было бы и самой скорби в душе.

Когда же человек идет на поводу самолюбия, пытаясь его в очередной раз тщетно удовлетворить, то он всё еще больше усугубляет. Самость становится ещё больше. Жизненных проблем не избежать. В итоге, раскормив в себе самостно-гордостный дух, сталкиваясь с прежними жизненными трудностями, становится так тяжко на душе, как не было прежде. Создается впечатление, что трудности стали больше. Но на деле — ответная душевная реакция на них стала болезненнее. Теперь не нужно бить по самолюбию, как прежде. Достаточно только прикоснуться к нему, чтобы вызвать бурю в душе.

Вот почему важно, решая душевные проблемы, ориентироваться на верную внутреннюю направленность, где страстям противопоставляются верные — добродетельные душевные чувства, упражняясь в которых вырабатывалась бы новая добрая привычка – добродетель, которая не только удовлетворяет природу души, но примиряет душу с совестью, а через это и со своим Творцом и Создателем – Богом. И в то же время разрывалась бы привязанность и сочувствие к самостно-гордостному духу, который противоестественен природе нашей души.

Т.е. суть решения душевных проблем заключается в верном преодолении скорбей, возникающих по причине неудовлетворенности самостно-гордостного духа, самолюбия. От этих скорбей нужно не бежать, пытаясь насытить собственное самолюбие другим, новым средством. Наоборот, нужно встать лицом к этой скорби и верно пройти её, воспитывая в себе соответствующие спасительные для души чувства.

Поэтому, возвращаясь к приведенным выше примерам, вместо пренебрежительного, надменного, равнодушного отношения к нарушителям «спокойствия» нашего самолюбия, нужно воспитывать в себе то, что удовлетворяет душу вполне: чувства смирения, добродушного терпения, доброжелательности, великодушия, милосердия, и в то же время мужества и смелости отвергать зло и нечестие. Внешне же можно поступать по-разному (от «пряника» до «кнута»), в зависимости от конкретного случая. Но делать это нужно воспитывая в себе верные душевные привычки, помогающие искоренять причину душевных болезней – привязанность к самостно-гордостному духу. Тогда на душе будет водворяться истинный мир и покой, трудности будут преодолеваться совершенно иначе – без ущерба и вреда для собственной души.