Смерть
«Не смерть причиняет скорбь, а нечистая совесть.»
(святой Иоанн Златоуст)
Реальность отчетливо и однозначно показывает нам, что, рождаясь в этот мир, мы рано или поздно уйдем из него.
Так уж устроена материальная природа, что со временем она изменяется, повреждается и вовсе истлевает.
В процессе жизни большинство из нас мало задумывается об окончании жизни, о предстоящей смерти, которая неминуемо свершится. Мы очень часто даже слышать ничего не хотим об этом. А у некоторых даже намек на смерть вызывает бурную душевную реакцию и неконтролируемое стремление закончить разговор. Дело доходит даже до суеверий, когда по мнению носителей такой веры нельзя говорить о смерти, т.к. этими разговорами можно ее приблизить. Будто молчанием или полным игнорированием этого факта жизни каждого из нас смерть вовсе не затронет нас.
Почему так происходит? Почему мы не желаем рассматривать смерть, как неотъемлемую часть нашей жизни? — я не оговорился, именно жизни, одного из ее этапов. Почему у нас возникает беспросветная тяжесть на душе в моменты, когда смерть застает наших родных и близких?
А все потому, что отсутствует верное восприятие жизни как таковой.
Человек рождается, взрослеет, и живет в большинстве случаев так, как будто он бессмертный, устремляя все свои силы на созидание внешнего, в большинстве случаев материального благополучия. И все бы ничего, ведь нужно заботиться о том, чтобы иметь пищу, жилье, средства к существованию. Но сама зацикленность на этом всем, когда человек, как говорится всю душу положил на алтарь земного существования, образует в нем опасный прежде всего для него самого настрой души, из которого, собственно, он и взирает на все окружающее его.
Если все силы и стремления зациклить на том, что рано или поздно исчезнет, то в момент, когда это совершится, в душе возникает чувство разочарованности, опустошенности, подавленности, депрессии, отчаяния, жуткой тяжести и мрака. Ведь вся надежда своего благополучия была возложена на внешний мир. При этом, повторю, с полным игнорирование того факта, что придет смерть и жизнь прекратится. И то, что это совершается ежедневно, ежечасно, ежесекундно – никого не отрезвляет.
Некоторые полагают, что вот такая ответная реакция человека на прекращение жизни, является естественной и нормальной. И что ничего с этим не поделаешь. Больно и тяжело потерять родных и близких. И в этом, конечно, есть доля правды. Но решающее значение имеет умение управлять своими чувствами.
Давайте взглянем несколько внимательнее на то, что происходит в душе в такие жизненные моменты.
Что по факту представляет смерть близкого человека? Если говорить по сути – расставание, разлуку, причем бесповоротное, навсегда.
Нам всем естественно иметь в душе чувство грусти, некоторой печали, в моменты расставания с близкими. В зависимости от ситуации, эти чувства могут иметь разную степень выраженности, меру.
Когда расставание краткосрочное и с полной уверенностью на последующее воссоединение, то на душе чаще всего нет особенной тяжести. Погрустили немного и все.
Когда близкие уезжают в далекие края, причем надолго или же навсегда, то чувство печали, грусти, тоски становится сильнее.
Когда дети вырастают, покидают отеческий дом, то у родителей во многих случаях очень тяжело на душе. Хотя и есть возможность вновь встретиться с детьми.
Так же трудно и тяжело переносить расставания в брачных отношениях. Здесь, как говорится, многим свет становится не мил.
Если внимательно рассматривать состояние собственной души в такие моменты, то очевидна идентичность душевной реакции. Я имею ввиду – всегда так или иначе тяжело переносить расставание с близкими. Вот то же самое происходит в момент смерти близких.
Ну и к чему столь длительное повествование, в котором излагаются очевидные и всем знакомые истины? К тому, что вся суть не во внешних событиях как таковых, а в душевной реакции на происходящее.
В зависимости от воспитанных душевных навыков и привычек, от вектора направленности собственной души, от конечного устремления ее будет разница в реакции на происходящее.
Если человек в процессе жизни невнимательно относится к тому, что происходит в нем самом, то он не только совершает много ошибок, но и создает в себе эпицентр собственных мучений и скорбей, которые давят на него во время внешних событий.
Поэтому то, что озвучено выше в отношении переживаний по поводу разного рода расставаний и потерь, одни люди все переносят очень трагично и болезненно, другие более умеренно, третьи отрешенно, четверные даже со злорадством. Т.е. пережить смерть близкого можно по-разному.
Если не обуздывать свои чувства, не направлять их в нужную сторону, не давать им соответствующую меру, то они будут мучить нас. И тут уже не важно, что чисто внешне с нами или с нашими близки случится.
И напротив, если заниматься самовоспитанием, со вниманием вникая в собственный внутренний мир, стараясь навести там порядок, образуя верные душевные привычки и навыки, то несмотря на происходящее, включая внешние трагедии (болезни и смерть), не будет той изнуряющей душу тяжести и боли. Хотя при этом и сохранится чувство небезразличия к произошедшему, к близким и родным.
Беда не в том, что человек умирает. Смерть придет к каждому, никому не удастся ее избежать. И в этой связи благоразумно не отметать мысли о смерти, как нечто не нужное, бесполезное или даже вредное. А напротив, учиться смирять свой дух с этим.
Замечу, что сейчас нет речи о том, что, смиряясь с тем, что мы все равно умрем, нужно наплевательски относиться к себе и окружающим в разных болезнях и скорбях.
Нет. Помня о смерти, о том, что она неминуемо коснется каждого, нужно проживать жизнь так, чтобы в душе образовывались верные, спасительные для нее душевные навыки и привычки, исходя из которых мы могли не только лично верно пережить потери близких, но и могли утешить и воодушевить родных в трагические моменты их жизни.
Ведь суть жизни не в том, чтобы все блага мира приобрести, чтобы врасти в землю всем нутром. А в том, чтобы иметь правильное восприятие происходящего, потому что именно от этого и зависит наше личное истинное благополучие. Иначе говоря, от этого и зависит будем ли мы счастливы или нет. А счастье — это состояние гармоничного проявления всех присущих нам по природе душевных чувств (в том числе грусти и печали) – проявляющихся своевременно, уместно и в нужной мере.
Человек, который с самого детства принимает смерть, как неминуемый факт его жизни, осознавая, что она рано или поздно прекратится, не тратит своих сил на создание иллюзий «счастья», делая в своей жизни именно то, что, собственно, и можно назвать жизнью – созидая в себе доброе расположение души, пронизанное любовью, чуткостью к людям, умением прощать и снисходить к их недостаткам и падениям, воодушевлять и поддерживать в трудные моменты, мужественно и стойко преодолевать собственные трудности, не озлобляясь и в то же время не содействуя распространению зла со стороны окружающих, вставая на защиту нуждающихся в помощи.
Умереть в таком состоянии души, это не только прожить жизнь не зря, но это и положить начало для истинной жизни за порогом смерти, в вечности. Потому как, что посеешь в своем сердце здесь на земле, то и пожнешь там за гробом.
А жить ради того, чтобы выжить, цепляясь всеми силами души за то, что все равно потеряешь, не обуздывая собственных движений души, которые подобно диким зверям терзают тебя самого, рисуя причины всех бед только в происходящем вокруг, — значит заживо себя похоронить, умирая мучительною смертью.
Не бойтесь смерти. Бойтесь жизни, в которой нет места совести, верной нравственности, где нет воспитания верных спасительных душевных качеств, из которых совершались бы соответствующие внешние поступки. Потому что именно такая «жизнь» делает сверхтрагичным даже то, что является естественным и неминуемым. В том числе смерть.
Беда не в том, что мы все умираем, что умирают наши близкие. А в том, когда мы или наши родные проживают никчемную пустую в нравственном отношении жизнь, переходя за гроб в подобную этой жизни вечность, со всеми вытекающими – муки, скорби, безотрадность, беспросветная тяжесть и мрак, одним словом – ад.
Кроме того, нужно учитывать, что сама природа нашей души не одно и то же, что природа материального мира. Хотя и проявляется в нем.
Если материальному миру суждено в конечном итоге истлеть, то душа в этом плане вне закона смерти, прекращения жизни как таковой.
По этой причине, если взирать на мир беспристрастно, честно, как говорится, открытыми глазами, то мы видим, что у стремящегося любить любви меньше не становится при всех физических болезнях, когда тело, так сказать, на части разваливается. И сколько времени не проходит, душа по своей сути остается прежней, с присущей ей свободой воли, чувствами, желаниями и мыслями.
Сам же характер чувств и желаний, конечно же зависит от самого человека. От того, куда он направит себя в процессе жизни.
Потерять близкого можно физически, а можно в духовном плане. Что страшнее? Полагаю, что второе может свершиться гораздо раньше, чем первое. А учитывая разницу природы духа и материи, ограниченность и временность последней (включая болезни и внешние страдания, которые равно или поздно прекратятся), то потеря в духовном плане гораздо хуже.
Но и в этом случае (духовной смерти близкого) все преодолимо и может не принести урон собственной нашей душе – если верно учиться преодолевать все случающееся в нашей жизни, смиряясь с тем, что каждый хозяин своей «судьбы».
Самая худшая потеря в этом смысле, это потерять себя, встав на путь сжигания совести со всеми вытекающими последствиями: трусость, озлобленность, лень, равнодушие к страданиям окружающих, оправдание зла, самооправдание, отсутствие терпения и добродушия, не умение прощать, отчаяние и уныние, не говоря о бестолковом внешнем существовании во многих поступках и делах.
«Не смерть зло, а худая смерть зло. Кто имеет чистую совесть, тот спешит к венцу. Несчастны не те, кто умирает в чужой стране, а те, кто умирают во грехах. А хорошо тем, кто умирает с добродетелями, а не дома на постелях.» (святой Иоанн Златоуст)