Методички

Тщеславие, хвастовство

Стремление прославиться, получить похвалу, показаться особенным перед окружающими ради приятных ощущений в душе, является греховной страстью. 

В борьбе с тщеславием необходимо, во-первых, не зацикливаться на приятных чувствах как таковых, а, во-вторых, учиться верно преодолевать жизненные трудности, от которых возникает на душе скорбное чувство. 

В момент искушения, когда проявляется тщеславие, необходимо отрывать внимание ума от него, от мыслей и от внешних средств, которые разжигают его, и, обращаясь к Богу за помощью, возгревать в себе следующие чувства:

1) Осознание того, что эти греховные чувства приносят вред и мучения душе, и чувство необходимости избавления от них — «Что же я делаю – сам себя отдаю погибели»;

2) Чувство сокрушения о страсти (сожаления с признанием собственной вины и ощущением собственного недостоинства): «Грешник я недостойный. Ничего доброго в себе не имею. Покаяния не начинал, ничего еще не приобрел. Прости меня, Господи! Согрешил пред Тобою!»

3) Чувство ненависти к страсти: «не хочу больше жить в таких чувствах, ненавижу этот грех!»;

4) Чувство решимости не отдаваться тщеславию, рвение сопротивляться ему (эти чувства дают энергию душе) – «Всё, хватит грешить. Встану, пойду»; побуждая себя физически делать необходимые действия (начать отдаляться от соблазна);

5) Просьба к Богу о помощи в чувстве собственной немощи (неспособности самому справиться со страстью) и в чувстве упования, надежды на одну милость Бога: «Помоги, Господи! Сам не смогу! На тебя одно упование! Дай мне сил! Укрепи!» 

*** 

Всё вышеизложенное можно выразить молитвенным воззванием: «Грешник я недостойный, ничего доброго в себе не имеющий. Прости меня, Господи, окаянного.  Встань, пробудись, душа моя, от греховного сна! Не хочу больше служить греху. Ненавижу его. Встану, пойду, устремлюсь к Свету и ко спасению! Помоги мне, Господи! Укрепи, дай мне сил, ибо слаб я и немощен, и имею только одно упование на Тебя!». 

Примечания: 

  • Словесные обращения, приведенные в кавычках, являются лишь примером мыслей, которые можно приводить себе на ум, ища при этом конкретные спасительные для души чувства. Мысли, слова могут быть и другими; главное, чтобы они помогали возгревать необходимые чувства. Эти чувства и являются главной целью борьбы со страстью.
  • Необходимые спасительные чувства в момент борьбы за них могут сразу не проявляться в душе. Этим не нужно смущаться, а необходимо смириться с тем, что нужно определенное время, чтобы научиться воспроизводить в себе конкретные чувства, призывая при этом Бога на помощь.
  • Для того, чтобы научиться воспроизводить необходимые чувства, можно вспоминать те случаи, в которых эти чувства проявлялись. И когда при воспоминании возникнет необходимое чувство, переводить внимание ума с воспоминаемого случая, на тот, который происходит в данный момент времени, и уже в отношении него подогревать возникшее чувство. Но главное – нужно просить Бога о помощи, приходя к ощущению собственного бессилия управлять своими чувствами, и к ощущению надежды только на Бога, на Его милость, с решимостью продолжить борьбу.