Уныние, депрессия
Уныние, депрессия характеризуются подавленным душевным состоянием, в котором присутствует безотрадное восприятие произошедших, происходящих или будущих событий.
Это происходит по причине привязанности к гордости (когда оскорбляют, унижают, не ценят), либо к сладострастию, к ложному покою (в трудностях, болезнях, когда лишаешься привычного комфорта).
В такие моменты нужно начинать отрывать внимание ума от страсти, и, призывая Бога на помощь, возгревать, воспроизводить в себе следующие необходимые чувства:
1) Чувство смирения с тем, что есть: «Как есть, так есть. Принимаю то, что не зависит от моей воли и желания — что это уже произошло или произойдет»;
2) Чувство смирения со скорбью от неудовлетворенной страсти:
В тот момент, когда начинается сопротивление греховному чувству (в данном случае чувству обиды), когда предпринимаются попытки не отдаваться ему, то возникает ощущение скорби, внутренней неудовлетворенности. Это ощущение является следствием моей любви к страсти, привязанности к ней. И это ощущение как бы побуждает меня удовлетворить страсть, дать ей то, что я привык ей давать, в надежде на то, что она успокоится и не будет мучить мою душу. Но т.к. страсти противоестественны душе, то они никогда не удовлетворят её. Лишь на короткое время создастся ложное ощущение покоя, которое впоследствии по жизни будет становиться всё меньше и меньше, а затем и вовсе исчезнет, принося душе одни страдания.
Поэтому необходимо принять ощущение скорби по причине неудовлетворенности страсти как спасительное средство, необходимое в избавлении от страсти. Чем меньше моя привязанность к страсти, тем меньше будет эта скорбь. А когда полностью будет разорвана эта привязанность, то тогда и скорбь полностью прекратится.
Т.е. не нужно бояться этой скорби, не нужно идти на поводу страсти, помня, что такого рода скорбь временна. Мне остается только смириться с тем, что нужно преодолеть эту скорбь, не отдаваясь страсти, на поводу которой я привык идти.
«Вот и хорошо, что скорбь. Слава Богу за неё!»;
3) чувство смирения с тем, что каждый человек свободен и решает сам за себя, что и как ему делать, и мы не властны друг над другом (не можем изменить душу человека помимо его воли) – «Не в силах я изменить волю других людей»;
4) Чувство благодарности Богу за скорбь и чувство радости о ней – т.к. эта скорбь свидетельство того, что греховная привычка не находит себе пищи, что разрывается к ней привязанность с моей стороны, следовательно душе будет только хорошо: «Вот и хорошо, что есть скорбь. Благодарю тебя, Господи, за посланную скорбь!»;
5) Чувство преданности Богу, с просьбой о помощи: «Праведен Твой Суд, Господи, и нет неправды в нём. Предаю участь свою в Твои руки! Верю всем сердцем в человеколюбие и милость Твою! Знаю, что не попустишь выше сил моих. Да будет на всё святая воля Твоя!»;
6) Чувство решимости, ревности и чувство воодушевления на продолжение борьбы со страстями «Всё, буду бороться, чего бы это мне не стоило. Буду сопротивляться страсти»;
7) Обращение к Богу за помощью в чувстве упования, надежды на одну Его милость: «Помоги, Господи! Сам не смогу! На тебя одно упование! Дай мне сил! Укрепи!».
***
Если уныние связано с обидой на человека, то вслед за озвученными чувствами нужно возгреть:
8) Чувство сострадательной любви в молитве за человека, от которого идет искушение, в ответ на которое я обижаюсь: «Господи, помоги ему! Не оставь его! Приведи его к истинному покаянию, какими Сам знаешь путями и судьбами! Да будет на всё святая воля Твоя»;
9) Чувство доброжелательности, великодушия, прощения к человеку, от которого идет искушение.
***
Всё вышеизложенное можно выразить молитвенным воззванием: «Слава Богу за всё! Благодарю Тебя, Господи! Как есть, так и есть. Достойное за грехи мои принимаю. Всё правильно, всё верно. Благодарю Тебя, Господи, за посланную мне скорбь! Слава Тебе! Укрепи меня на этом пути, потому как слаб и немощен, и имею только одно упование на Тебя! Предаю участь свою в Твои руки! Верю всем сердцем в человеколюбие и милость Твою! Знаю, что не попустишь выше сил моих. Но да будет на всё святая воля Твоя!».
Примечания:
- Словесные обращения, приведенные в кавычках, являются лишь примером мыслей, которые можно приводить себе на ум, ища при этом конкретные спасительные для души чувства. Мысли, слова могут быть и другими; главное, чтобы они помогали возгревать необходимые чувства. Эти чувства и являются главной целью борьбы со страстью.
- Необходимые спасительные чувства в момент борьбы за них могут сразу не проявляться в душе. Этим не нужно смущаться, а необходимо смириться с тем, что нужно определенное время, чтобы научиться воспроизводить в себе конкретные чувства, призывая при этом Бога на помощь.
- Для тех, кто пока не умеет воспроизводить эти спасительные чувства, можно пользоваться таким приемом: вспоминать те случаи, в которых эти чувства проявлялись. И когда при воспоминании возникнет необходимое чувство, переводить внимание ума с воспоминаемого случая, на тот, который происходит в данный момент времени, и уже в отношении него подогревать возникшее чувство. Но главное – нужно просить Бога о помощи, приходя к ощущению собственного бессилия самому возгреть спасительные чувства, и к ощущению надежды только на Бога, на Его милость, с решимостью продолжить борьбу.