Всё будет хорошо?
Современные психологи и люди в целом почему-то уверены в том, что душевное благополучие будет только в том случае, когда ты веришь в то, что всё будет хорошо. Главное, по мнению таковых, принять и полюбить себя таким, как есть, что ты и без того хорош, и перестать себя критиковать.
Казалось бы, а что в таком взгляде плохого? В чем беда, если будет хорошо и притом всё?
Конечно, нет ничего дурного в хорошем будущем, когда окружающий мир полон тепла и света, когда люди любят друг друга, когда есть возможность иметь необходимое в достаточном количестве. Это хорошо. Но вопрос в другом – настанет ли это хорошо только потому, что ты веришь в него? Изменится ли окружающая реальность к лучшему, если ты будешь себе и окружающим внушать, что всё будет хорошо? На мой взгляд, ответ очевидный – нет, конечно. Ведь окружающий мир не подчиняется нашим желаниям и вере в него. У каждого человека есть свобода выбора, свой взгляд на мир, в том числе на то, что хорошо, а что плохо. Изменить взгляды человека помимо его воли невозможно. Т.е., на самом деле, будет ли всё хорошо в реальность под очень большим вопросом.
Поэтому сама постановка вопроса, что всё непременно будет хорошо, главное поверить в это – неверная и не соответствует реальности. А, если игнорировать реальность, то ничего хорошего не будет.
То же можно сказать про принятие себя, любовь к себе, каким ты являешься, и отсутствие какой бы то ни было критики в свой адрес. Скажем, некий садист, убийца и извращенец, в моменты, когда его укоряет совесть, для того, чтобы уйти от внутренней тяжести в связи с этими укорами, будет себе внушать: «Я — убийца и извращенец. Но это ничего. Я принимаю себя. Всё будет хорошо. Я не буду себя укорять в этом. У меня всё получится. Я ещё большего достигну. Главное — любовь к себе, каким я был и каким являюсь сейчас». Как думаете – получит ли такой истинное умиротворение, изменившись в лучшую сторону?
Но как же тогда быть, когда в жизни что-то не ладится, когда на душе плохо от нестроений и конфликтов окружающего мира?
Я бы хотел задать другой вопрос таким вопрошателям – а разве для того, чтобы было легче на душе, обязательно внушать себе, что всё будет хорошо в окружающем его мире, и уверенность в том, что ты хороший, отметая всякую критику и укоры в свою сторону? Неужели внутренняя тяжесть напрямую связана с состоянием внешнего мира и отсутствием уверенности, что ты хорош и пригож?
Для того, чтобы разобраться, как же быть в подобных случаях, необходимо разобраться в причинах душевной тяжести, при этом отталкиваясь от реально существующего и реально возможного.
Каждый день мы встречаемся с разного рода трудностями, проблемами, искушениями. В ответ на что проявляем определенный набор чувств, чаще всего уже вошедший в привычку. И вот, в зависимости от сути этих чувств, мы и имеем общий настрой души, общее ощущение – легкость, тепло, удовлетворенность, либо напротив, тяжесть, опустошенность, скорбь и неудовлетворенность.
Ответ на вопрос, почему я чувствую тяжесть в разных жизненных случаях (при взгляде на самого себя, при общении с окружающими, при воздействии факторов окружающей среды, болезнях и т.п.), лежит в самом этом вопросе – потому, что в душе присутствуют чувства, приносящие тяжесть. Т.е. весь вопрос в чувствах собственной души, а не в самих по себе жизненных обстоятельствах, которые никак не предопределяют душевную реакцию. Это подтверждается разнообразием реакций множества людей, да и разницей душевного ответа отдельно взятого человека в разные периоды его жизни.
Получается, выход из сложившейся ситуации, когда на душе плохо и тяжело, заключается в изменении душевного настроя через изменение душевных чувств. Были бы на душе другие чувства, то и ситуация воспринималась бы по-другому. Ничего сложного, правда?
«Ну и что», — спросят некоторые – «разве внушая себе, что всё будет хорошо и что я принимаю себя, каким есть и т.п., не меняет чувств в душе»? Конечно же, меняет. Но не в лучшую сторону.
Дело в том, что вот эта неверная реакция в чувствах собственной души на происходящее возникает в силу общего неверного стремления духа, неверной направленности воли человека, когда он пытается самоутвердиться в духе, ощутив себя полностью самодостаточным, правильным и праведным. Такая направленность воли человека, такое стремление идет вразрез с самой природой души человека, какой её создал Бог. А Он создал душу человека несамодостаточной, нуждающейся в Нем, как источнике своего блаженства.
Именно поэтому все попытки утверждать свою жизнь на самом себе без Бога всегда обречены на провал. Жизнь всего человечества это ярко подтверждает, да и жизнь отдельного взятого человека постоянно доказывает эту и без того очевидную истину.
Потому важно не просто менять чувства в душе, а менять их так, чтобы они не питали дух самоутверждения, а напротив, вели к ощущению смирения перед Богом, чувству необходимости в Его помощи, приводя душу в естественное ей состояние. А именно такой общий настрой души естественен каждому из нас. И только в такой направленности воли и стремлений можно правильно задействовать свою природу, свои чувства.
Для того, чтобы ясно было, как задействовать свои чувства не во вред себе самому, необходимо взять верные ориентиры – совесть, как внутренний нравственный ориентир, вложенный Богом в душу каждого из нас, и заповеди Бога, как внешнее напоминание о том, к чему призывает совесть.
Если человек начинает направлять свои чувства против совести, пытаясь самоутвердиться в духе, игнорируя заповеди Бога, то он действует против самой природы собственной души, и таким образом причиняет сам себе боль и страдания. Совесть такое движение души не одобряет. Возникают угрызения совести.
Чтобы избавиться от внутренней скорби, необходимо стремиться удовлетворить запросы совести, проявляя соответствующие чувства, которые будут в итоге идти в согласии с природой души, нормализуя её состояние.
Коротко говоря, нужно учиться вводить в берега свои чувства. Делать это правильно, в нужном направлении, отсекая в себе явления самостно-гордостного духа, духа самоутверждения, страсти, воспитывая вместо них истинные добродетели, обращаясь при этом к Богу за помощью.
Ум же задействовать как средство, помогающее проявлять добродетельные чувства, не занимаясь внушением себе того, что только разогревает самостно-гордостный дух, страсти.
Т.е. когда плохо на душе и вокруг неразбериха, нужно заниматься не тем, что внушать себе «всё будет хорошо», а настраивать себя верно преодолевать вставшие перед лицом трудности, воспроизводя в душе следующее:
— признание того, что ты болен и нуждаешься в исцелении;
— признание того, что ты сам являешься причиной собственных душевных болезней;
— признание того, что ты сам по себе не справишься, и тебе понадобится помощь Бога;
— чувство смирения с тем, что нужно преодолевать эти трудности;
— смирение с тем, что нужна борьба с собственными погибельными душевными привычками, которые обнажаются из души во время трудностей и искушений;
— чувство сокрушения и сожаления о том, что развил эти страсти в себе;
— чувство благодарности за сами трудности, как средство, помогающее увидеть болезни души;
— чувство радости о том, что самостно-гордостный дух, которому я привык угождать, и который мне приносит только один вред, в момент трудности не удовлетворяется, а значит разрывается моя болезненная привязанность к нему, и чем меньше эта привязанность, то тем меньше скорбь;
— чувство решимости начать борьбу с проявлениями самости, со страстями;
— чувство воодушевления на эту борьбу;
— чувство веры в то, что Бог всегда готов помочь тебе и не оставит тебя, если ты будешь стремиться к исцелению своей души;
— чувство надежды на Его милость, смиряясь с тем, что нужно пройти путь искоренения от страстей во что бы то ни стало до конца.
Вот, если подогревать в такие моменты озвученные выше чувства, то не понадобятся иллюзии и «допинги» в виде глупых мантр и медитаций в стиле «всё будет хорошо», «главное принять себя, каким ты есть» и т.п., которые являются чистой воды самоуверенностью, питающую самостно-гордостный дух. Ты не знаешь, что через минуту будет, а уже замахиваешься на всё оставшееся будущее, подогревая магическую веру в слова и внушение, тратя силы и время впустую.
Лучше настраивать себя на волну реальности: «Как бы ни было в будущем, хорошо или плохо, я буду стремиться преодолевать всё, отсекая в себе страсти и воспитывая вместо них истинные добродетели, обращаясь к Богу за помощью. Будет ли что-то или всё хорошо в будущем – я не знаю. Потому что я — не Бог. Но я знаю, что если я буду отдаваться проявлениям самостно-гордостного духа, страстям, то ничего хорошего точно не будет. Но если вместо страстей я буду воспитывать добродетели, обращаясь при этом к Богу за помощью, то на душе у меня точно будет хорошо, даже в те моменты, когда внешний мир будет желать лучшего.» И далее обращение к Богу за помощью: «Господи, дай мне сил, укрепи меня» и т.п.
Именно такой взгляд и такое стремление души и характеризует истинную любовь к себе – когда ты искореняешь в себе то, что тебя разрушает, что тебе рисует лишь иллюзии благополучия, постоянно обманывая, опустошая и обкрадывая твою душу. И теперь ты всю волю направляешь на воспитание того, что тебя делало бы благополучным тебя при любом раскладе дел – на воспитание истинных добродетелей, чувств, идущих в согласии с природой души, с совестью и заповедями Бога.
Если ты не воспитываешь в себе истинные добродетели, то твоя жизнь не изменится к лучшему, даже, если ты будешь внушать себе, что всё будет хорошо.