Мой блог

Зачем прощать?

«Обиды как камни. Не копи их в себе. Иначе упадешь под их тяжестью»

Очень актуальный на сегодняшний день вопрос – зачем прощать? И уж тем более – зачем любить того, кто меня обидел?

Действительно, зачем? Ведь, обидчик поступил неправильно, принес мне боль, и теперь, возможно, радуется тому, как мне плохо. Лучше уж он провалился сквозь землю, ну, или по крайней мере получил по заслугам. Ну и все в этом духе.

Для ответа на этот вопрос – зачем же все-таки прощать, да и вообще, прощать ли, — необходимо заглянуть в себя в момент, когда нас обидели, поступили с нами несправедливо. И что же мы увидим – обиду, раздражение, перерастающее в гнев и желание отомстить. Или же наоборот – тоска смертная, желание удавиться, сильная подавленность, уныние и депрессия.

Увидели это? Хорошо рассмотрели? ) И как?  – хорошо от такого рода чувств? Не очень? Давайте будем честны перед собой – очень плохо от такого вот букета душевных чувств.

Не правда ли, есть смысл от них избавиться, и желательно – в ближайшее время? Т.к. жить с ними дальше ну просто бессмысленно и невыносимо.

Избавиться, но как?

Ну, тут дух собственной самости и гордости, который, собственно, и есть причина этих давящих на душу чувств, начинает подкидывать варианты. Один из которых – отрешиться от обидчика, сесть на дух равнодушия, но чаще всего с нотками недоброжелательства: «Да пусть он живет, как хочет. Мне пофиг. Пусть варится в своем котле и творит, что взбредёт в его больную голову. Зачем связываться с дураками. Оно мне надо? Для меня этот человек умер. Я себя не на помойке нашел».

И вроде как бы на душе не так больно становится. А если еще есть рядом «друзья», вторящие таковым суждениям, то вообще, кажется, что все в порядке. Слово «кажется» здесь определяющее. Потому как потом, спустя время, почему-то одно упоминание или воспоминание о моем обидчике, я не говорю уже о встрече с ним (случайным образом), вызывает в моей душе обеспокоенность и даже внезапную бурю всех чувств, которые возникли в момент обиды и которые, казалось, давным-давно должны были уйти из моей души.

В итоге, от чего пытались уйти, к тому же и пришли.

Все потому, что само чувство обиды никуда не исчезло. Сама способность и привычка обижаться осталась. А ее корень, причина – дух собственного самолюбия и гордости – подпитывался уже с другой стороны, через наполнение души чувствами равнодушия, надмения, пренебрежительного отношения, высокомерия и т.п.

А т.к. дух самости и гордости противоестественен душе человека, ее природе, то любая попытка подогреть его, через возгревание соответствующих страстных чувств, приводит к душевной неудовлетворенности, беспокойству, ухудшению самочувствия, и – укорам со стороны совести.

Совесть же – наш внутренний судья и ориентир, ведущий каждого к истинному душевному миру и гармонии – никогда не согласится с таким неверным движением души.

Поэтому единственный и надежный путь к истинному покою собственной души, к настоящему миру и гармонии, это путь воспитания в себе верных душевных привычек, естественных природе души и удовлетворяющих запросы совести.

В случае с обидой, это чувство добродушия, великодушия, прощения, снисхождения, милосердия, сострадательной любви. Причем в привычке, в навыке, для чего, конечно, нужны систематические упражнения.

Замечу, что воспитание в себе вышеупомянутых чувств, вовсе не означает, что нужно оправдывать зло, скверные поступки людей, поощрять их в плохих делах и т.п.

Простить не значит забыть всё, как нынче модно говорить. И не значит вести себя безрассудно, равнодушно взирая на происходящее вокруг, особенно на то, когда совершается зло.

Злопамятство не одно и то же, что помнить о том, что было совершенно неправильно и по злому. Свойства памяти запоминать события жизни. И в этом нет ничего плохого.

Злопамятство – это чувство недоброжелательства, обиды. Человек злопамятный не хочет расставаться с этим чувством и по этой причине постоянно или время от времени крутит в своей голове воспоминания о причиненной обиде, о плохом поступке обидчика.

Но можно вспомнить подобный случай совершенно в иных чувствах – в тех, к которым ведет нас совесть. Причем в таком случае не будет постоянного вращения в голове этих воспоминаний (от которых, честно говоря, можно и рехнуться, что и происходит очень часто со многими).

Да и при случае, когда в том есть необходимость, например, можно пристыдить человека,  напомнив ему его неверные поступки в прошлом. Но это уже не будет явлением злопамятства и свидетельством неумения прощать. Потому как будет совершенно другая мотивация и расположения чувств.

Поэтому здесь выбор за нами – оставаться при своих никуда негодных чувствах в ответ на действия обидчика, ища этим чувствам глупые оправдания, усугубляя состояние собственной души, в том числе создавая иллюзию благополучия, пытаясь убедить себя и окружающих, что счастлив и все хорошо. А на деле ходить и мучиться.

Или же отвергнуть все это, как никуда негожее, терзающее душу явление задетого духа самолюбия и гордости, встав на путь воспитания необходимых, спасительных для души чувств.

Но для того, чтобы воспитать эти необходимые для души в такие моменты чувства, нужно направить свой внутренний взор к Богу, обратившись к Нему за помощью. Потому как невозможно, основываясь на себе самом, приобрести ни одного из верных чувств. (Об этом более подробно здесь)

Все попытки опереться только на себя самого, лишь подогреют еще больше дух самолюбия, дух самости и гордости – корень наших душевных проблем и несчастья.

Конечно, в моменты внутренней борьбы за добрые душевные навыки, когда мы не идем на поводу самолюбия, будет возникать определенная неудовлетворенность, скорбь, являющаяся свидетельством того, что мы отрываемся от духа самости, разрываем свою привязанность к нему.

Но не стоит бояться этой скорби. Она временна. По мере разрывания нашей привязанности к духу самолюбия, скорбь будет становиться все меньше и меньше, и, в конце концов, полностью исчезнет.

И все удары по самолюбию уже будут восприниматься безболезненно. Потому как мы уже отвыкли от него, перестали быть одним целым с ним.

Плюс ко всему воспитали в себе полезный набор чувств, открывающий двери души к Богу, общение с Которым и приносит душе истинный мир и благополучие.

По большому счету нужно радоваться в момент скорби по причине неудовлетворенности самолюбия – ведь дух самости не может найти себе пищи, а значит, он начинает отмирать, и душа постепенно избавляется от его власти, что мне как раз-таки и нужно.

Это сродни ситуации, когда есть, к примеру, гнойник в теле, который может привести к смерти, и удаление которого, хотя и сопряжено с неприятной и даже болезненной процедурой, но необходимо для здоровья. При этом мы соглашаемся на прохождение всех трудностей, связанных с удалением гнойника, и даже благодарны врачу, избавившего нас от болезни.

Те же самые чувства – решимость проходить душевную скорбь, чувство благодарности Богу и чувство радости скорби (как признака отмирания в нашей душе духа самолюбия) – полезно воспитывать в себе в моменты внутренних душевных «операций» по иссечению страстных чувств.

Вот и получается, отвечая на вопрос «зачем прощать?», очевидно, что это необходимо для нашего же истинного благополучия. И при этом ничего сверхъестественного делать не нужно. Главное не бояться начать это делать в повседневных жизненных случаях.

О технике борьбы с чувством обиды здесь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *