Значение смирения, самолюбия, любви к себе, свободы воли на пути к душевному благополучию. Или с чего начать путь к счастью
Жизнь каждого из нас так устроена, что без трудностей не обойтись. Какие-нибудь обязательно будут. Поэтому благоразумно не бегать от них, а научиться правильно их преодолевать. Правильно — значит с пользой для себя, и прежде всего для собственной души.
А для того, чтобы была польза, необходимо заложить верное основание, на котором бы надежно создавалось здание собственного благополучия.
Жизненные трудности сами по себе никак не определяют состояние нашей души. Они лишь обнажают то, что в ней уже есть – то, что сам человек в течение жизни воспитал в себе, упражняясь в тех или иных чувствах в конкретный момент времени. Человек при этом сам решает для себя (сознательно или нет), куда направлять свою душу, отдаваясь или же сопротивляясь восставшим из неё чувствам.
Проблема в том, когда в душе всё основано на самостно-гордостном духе, на самолюбии и эгоизме. Потому что в таких случаях человек направляет свои естественные чувства совсем неуместно, несвоевременно и без необходимой меры, развивая в себе вредные привычки (пороки, страсти).
В итоге, питает в себе ощущение самодостаточности, самоуверенности, самонадеянности, самомнения и других «само», ощущение собственной правильности и праведности, и что он — сам для себя источник счастья и блаженства.
Но природа души устроена иначе. И человек сам по себе не является самодостаточным для того, чтобы быть счастливым по-настоящему.
Вышеупомянутое движение души не естественно самой её природе. Душа только страдает и мучается.
Самолюбие же рисует иллюзии счастья, обещая мир и покой, лишь бы его удовлетворили. Но в итоге ничего не даёт. Потому как, повторю, ведёт душу по пути противления собственной природе. Этот дух является главным врагом каждого из людей. Привязанность к нему и есть единственная причина нашего несчастья.
Начинать путь преобразования собственной души, путь к обретению внутренней гармонии, счастью, блаженству — бессмысленно, основываясь только на себе самом. Потому как изживать в себе дух самолюбия, значит признать, что самого себя недостаточно. Если же не признаешь этого, и, основываясь только на себе, начнешь работу над собой, то только ещё больше подогреешь в себе самостно-гордостный дух.
При этом будет рисоваться иллюзия благополучия. И даже может получится избавиться от каких-то вредных душевных привычек. Но взамен получишь другие менее заметные, но не менее вредные привычки. И душа так или иначе не получит то, что её бы умиротворило по-настоящему, во всей полноте.
Нужно отличать самолюбие, самостно-гордостный дух от любви к себе, которая характеризуется заботой прежде всего о своем душевном благополучии, выражающейся в искоренении духа самолюбия со всеми его питающими вредными душевными привычками. Проще говоря, если мне что-то вредит, то любовь к себе проявится в устранении этого вредного фактора.
Также самостно-гордостный дух (или проще самость) не имеет ничего общего со способностью каждого из нас самостоятельно решать, что и как делать. Эта способность характеризуется как свобода воли или свободное произволение, которое можно задействовать как в угоду духа самолюбия (т.е. себе же во вред), так и в противность ему.
Т.е. бороться с самостью не значит бороться со способностью самому принимать решения (этого и не получится, потому что проявление сути человека, как разумного существа). А значит лишь направлять себя по пути воспитания верных душевных качеств и чувств, в согласии с самой природой души.
Т.е. тот, кто хочет стать счастливым в реальности, должен задействовать свою свободу воли (самостоятельность) так, чтобы проявлялась любовь к своей душе, выраженная в желании и стремлении избавиться от главного её врага – духа самолюбия.
Верным основанием для искоренения самости в своей души, является чувство истинного смирения.
Смирение – обуздание духа самолюбия, примирение с тем, что есть; принятие чего-либо с миром, спокойно, с терпеливым благодушием, как необходимое и достойное за свои пороки и грехи, ощущая свою неспособность самому по себе освободиться от власти самости, и стремление исполнить волю Бога на конкретный момент времени.
Именно такое смирение в чувствах собственной души может принести душевный мир и покой, легкость. Потому как это естественное состояние души.
Человек – творение Бога. И он не способен сам по себе быть счастливым. Источником счастья в конечном итоге является его Творец – Бог. Поэтому путь к счастью ведёт к общению с Богом, через воспитание необходимых душевных привычек. И нет в этом никакой отвлеченной философии, магии и предрассудков. Это чистой воды реальность.
Общение с Богом предполагает не танцы с бубном, исполнение каких-то обрядов, вычитывания слов-заклинаний и проч. Оно не связано с магическим мышлением (когда что-то внешне выполняемое, слова, позы и т.п., должно вызывать что-то сверхъестественно). И оно не предполагает отвержение материальной природы и средств к её изучению (научные методы).
Человек наделен разумом и свободной волей, и призван воспитывать в себе спасительные для его души чувства, стремясь исполнить волю Бога. А она (Его воля) как раз на то, чтобы человек воспитывал свои чувства так, чтобы они соответствовали природе его души, проявляясь уместно, своевременно и в меру, т.е. имели определенную гармонию. Т.е. это реально необходимая для себя самого жизнь, где действительность не подменяется и отвергается, а признается во всей её полноте.
И понятное дело, когда человек, имея конкретную природу души, свойства, пытается ощущать себя чем-то иным, игнорируя реальность своей души, то он встает на противоестественный путь – путь борьбы с собственной природой, естеством.
В конечном счёте, при таком движении собственной души, будут одни скорби. Душу будет «ломать» и корежить.
Убедиться в справедливости написанного может каждый на своем личном опыте и на опыте окружающих. Все попытки угождать самостно-гордостному духу, отвергая смиренный взгляд на себя, всегда во всех случаях приводили и приведут к душевному краху.
Но, скажите вы, — ведь невозможно же смиряться со всем, что происходит в жизни. При таком положении дел наглецы будут еще наглее; как говорится, сядут на шею и будут ездить.
Для начала нужно понимать, что смиряться со злом, т.е. признавать его за добро и идти у него на поводу нельзя. Это уже будет ложное смирение, как проявление всё того же духа самости, который задействует чувство смирения ни к селу ни к городу. Т.е. нужно воспитывать истинное смирение, направляя душу, чувства, по пути исполнения запросов совести и воли Бога.
А также нужно отличать смирение как внутреннее чувство, расположение души, от внешней покорности, смиренного поведения.
Внешнее поведение должно исходить из верных душевных движений, которые определяют время и место наших поступков.
Есть случаи, когда необходимо внешне покориться воле другого человека, общества. Например, исполнение должностных обязанностей на работе, соблюдение общественного порядка.
Но есть случаи, когда внешне нельзя быть покорным и требуется сопротивление, отторжение, когда общественность или конкретный человек требует от тебя совершить поступки вопреки совести, чтобы ты стал соучастником зла, потворствуя ему или активно участвуя в нём.
Т.е. внешнее поведение (смиряться или не смиряться, идти на поводу или отвергать) зависит от конкретных обстоятельств. Потому что цель не в том, чтобы чисто внешне смириться или не смириться, а в том, чтобы руководствуясь истинным чувством смирения, верно направить свою душу, сообразуя с этим свое внешнее поведение.
Воспитать такое расположение души так сходу не получится. Нужна решимость преодолевать все трудности, претерпевая внутреннюю неудовлетворенность и скорбь от задетого самолюбия.
Нужно время, чтобы в противность вредным душевным привычкам воспитать необходимые спасительные для души навыки. С этим нужно также смириться. Придётся упражняться в определенных чувствах, необходимых в конкретных жизненных обстоятельствах, особенно в трудностях, в которых больше всего обнажает себя самостно-гордостный дух в виде конкретных душевных чувств.
Чем больше решимость в преодолении этой скорби (когда нет удовлетворения самости), чем больше самоотвержения на этом пути, тем быстрее воспитываются необходимые полезные для души навыки и привычки.
Всё это – основа душевного здоровья, игнорируя которую, можно прийти к краху собственной жизни. Что подтверждает практика.
Как жить, куда направлять себя, свои чувства, — решает каждый сам. Но нужно понимать, что, отправившись за истинным счастьем, не найдешь его там, где его просто не может быть. При этом не имеют значения заявления и уверения о том, что ты счастлив или ты идёшь именно к нему.